Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева
Научная библиотека

Конёк-горбунок


ФИЛЬМ

«Конёк-горбунок» — российский фильм в жанре фэнтези режиссёра Олега Погодина по мотивам одноименной сказки Петра Ершова. Фильм с огромным количеством компьютерной графики, звездным ансамблем артистов. Михаил Ефремов в роли царя и Паулина Андреева в образе царь-девицы. Конька-горбунка играет Павел Деревянко. Его взяли сразу, без проб.

Фильм расскажет о приключениях Ивана-дурака и его благородного помощника — Конька-Горбунка.

Никогда прежде в российских фильмах не было такого количества компьютерных персонажей, это точно. Посчитаем только главных: Конек-горбунок, Кобылица, Жар-птица и, конечно, Чудо-юдо рыба кит.

Фильм целиком снят в павильоне, самом большом в России (его площадь — более семи тысяч квадратных метров, даже на крупнейших европейских студиях таких павильонов нет). Вообще-то это даже не павильон. Создатели фильма очень долго искали подходящее помещение, осматривали заводские цеха, ангары. В итоге обнаружили гигантский склад «Юлмарта» под Петербургом и переоборудовали его для съемок.

Началось все с успеха «Последнего богатыря» — его посмотрело в кино более семи миллионов российских зрителей. Видимо, спрос есть. «Конек-горбунок» должен либо подтвердить это предположение, либо показать, что успех «Богатыря» был частным случаем. 

При создании фильма использовалась технология «Вьюга», которая успешно была продемонстрирована в других отечественных кассовых фильмах: «Он – дракон» (2015), «Экипаж» (2016).

Технология «Вьюга» — предмет особой гордости студии CGF. Это система дополненной реальности. У «Вьюги» есть подсистема, позволяющая увидеть фильм еще до начала физических съемок. Работает это так. Вместо актеров берутся компьютерные болванки (хотя в сложных сценах задействуют и актеров), схематично рисуются объекты, декорации, и дальше оператор с режиссером могут выстроить мизансцену, поэкспериментировать с ней и снять так, чтобы это всех устроило, видя в виртуальный видоискатель приблизительно то же, что они увидят на площадке.

Конька-Горбунка сыграет Павел Деревянко, именно сыграет, а не просто озвучит. Это тоже особая технология, когда на рисованного персонажа переносятся все движения и мимика актера. Павлу в этом плане приходится немного сложнее, ведь ему нужно не просто наговорить текст, но еще и оригинально изобразить эмоции Конька-Горбунка. Все это Деревянко делает в специальном шлеме с камерой, которая считывает мимику с лица актера.... 

Герои фильма будут говорить не четырехстопным хореем, как в сказке Ершова, а обычными фразами, максимально приближенными к оригинальному тексту.

КНИГА

«Конька-горбунка» Петр Ершов написал в 1834 году еще будучи студентом Императорского Санкт-Петербургского университета. Знаменитая ныне сказка в свое время расценивалась как едкая социальная сатира. Из-за этого произведение не раз запрещали.

Филологи и учёные до сих пор спорят о том, чьему же перу принадлежит история: Ершову или Пушкину. Доподлинно известно, преподаватель кафедры русской словесности Петр Александрович Плетнёв познакомил Ершова с Пушкиным именно под впечатлением от этой сказки. А затем уже Пушкин ввёл Ершова в поэтические круги. Есть свидетельства, что Александр Сергеевич сам отредактировал сказку и написал к ней вступление.  

Издатель А. Смирдин сообщает, что Пушкин не только встретил «Конька-горбунка» с живым одобрением, но и подверг его «тщательному пересмотру», а также написал «первые четыре стиха» к нему. К сожалению, нам неизвестно, в чем собственно заключались правки и советы Александра Сергеевича – не осталось не рукописей, ни заметок. Но осталось свидетельство самого Пушкина. 

«Теперь этот род сочинений мне можно и оставить», – заявил Александр Сергеевич и добавил: «Этот Ершов владеет русским стихом, как своим крепостным мужиком».

Конечно, явно видно влияние Пушкинских сказок на Ершова. Сказка Ершова написана тем же размером, что и «Царь Салтан» – а именно 4-хстопным хореем (он выбран поэтами не случайно, ибо хорей с его ударением на первом слоге характерен для народной поэзии) и с обилием глаголов. Забавно и совпадение сюжетов сказки Ершова и «Золотого петушка» Пушкина – в обеих старый царь хочет взять в жены плененную заморскую девицу и оба жестоко расплачиваются за это.

Но отдельные сюжетные линии произведения Ершова можно найти и в русских народных сказках, как «Жар-птица и Василиса-царевна», «Сивка-бурка», «Волшебный конь».

Сказка Ершова заняла место рядом со сказками Пушкина. Так она рассматривалась и современниками. Официальная критика отнеслась к ней с тем же пренебрежением, что и к сказкам Пушкина: это лёгкая побасенка для праздных людей, не лишённая, однако, занимательности.


АВТОР

Петр Павлович Ершов - русский поэт, прозаик, драматург. Родился в 1815 году в селе Безруково (сейчас - Ершово Тюменьской области) что в Ишимском уезде Тобольской губернии. Отец, Павел Алексеевич был становым приставом, то есть полицейским среднего звена. Мать Ефимия Васильевна, из семьи богатых тобольских купцов. 

Петр родился таким слабеньким, что его поспешили окрестить в день родов. И так как родители боялись смерти болезненного младенца, над ним был произведен местный обряд "продажи за грош". Обряд существует и по сей день. Суть его в том, что что-то дорогое продают за символические деньги, но вместе с предметом продают и какое-то горе, болезнь или несчастье. Маленького Петю за грош "продали" местному нищему, чтобы он унес с собой хворь и слабость новорожденного. И это сработало!

Петр Ершов прожил до 54 лет, что по тем временам было вполне почтенным возрастом.

В возрасте 11 лет Петр Ершов поступает в Тобольскую гимназию, где директором был Иван Павлович Менделеев - отец великого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Иван Павлович не просто руководит гимназией и управляет преподавателями - он становится настоящим наставником Пети Ершова. Тот часто бывает в доме Менделеевых, берет почитать книги, и с легкой руки Менделеева начинает готовиться к поступлению в Санкт-Петербургский университет. А пока Петя учится. он увлекается местным фольклором и собирает старинные сказки.

При поступлении в Санкт-Петербургский университет, Петр Ершов не добирает баллов на историко-филологический факультет, поэтому помимо посещения лекций на своем факультете, ходит слушать их еще и на историко-филологическом.

В 1833 году в семье Ершовых приходят сразу две смерти, умирают, один за другим отец и старший брат Петра. Они остаются вдвоем с матерью и их материальное положение сразу же падает, но Петр всё-таки заканчивает университет в 1835-м году, причём, фактически одновременно на двух факультетах.

В университете Петя Ершов знакомится с знаменитым Петром Александровичем Плетневым, одним из духовных лидеров тех лет, профессором русской словесности.

С "подачи" Плетнева Петр Ершов пишет курсовую работу по кафедре русской литературы - народное творчество. Эта курсовая представляет собой поэтическую обработку нескольких сибирских народных сказок. Мы знаем ее под названием "Конек Горбунок". Автору - 19 лет.

Уже в конце 1834 года "Конек Горбунок" печатается отдельной книжкой и имеет большой успех. А молодой выпускник университета Петр Павлович Ершов публикует еще несколько произведений по мотивам народного фольклора, в том числе небольшую поэму "Сибирский казак", но все это не смогло превзойти славы и силы Горбунка.

В 1836 году Ершовы возвращаются в Тобольск. Там Петр Павлович становится преподавателем гимназии, сперва - по курсу латинского языка, затем также по философии и словесности в старших классах гимназии.

В 1857 году Петр Павлович Ершов становится директором гимназии и активно занимается просвещение в крае. Его трудами в гимназии заводится самодеятельный театр. его стараниями в Тобольской губернии учреждаются несколько новых училищ, среди них - для девочек.

И всю свою жизнь он продолжает писать. Ершовым написано множество стихов, сборник рассказов "Сибирские вечера", сатирические произведения. 

В 1862 году Ершов выходит в отставку. Еще не старый, но уже опустошенный человек, он доживает в стенах своего дома до смерти в 1869 году. 


КНИГА В БИБЛИОТЕКЕ
Ершов, П.П. 
     Конек-Горбунок: русская сказка/ П. П. Ершов. - М.: Совпадение: Сампо, 1997. - 248 с.