Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева
Научная библиотека

Следователь Тихонов



СЕРИАЛ

«Следователь Тихонов» - сериал, снятый по книгам братьев Вайнеров, выдержанный в духе хитроумных детективных историй.

Станислав Тихонов — персонаж, который фигурирует в 8 книгах. На экране образ талантливого сыщика воплощали разные актеры, Сергей Шакуров, Александр Фатюшин. В новой версии – Михаил Ефремов. Ключевым персонажем является сам следователь Станислав Тихонов, который служит в Московском уголовном розыске. Действие отправляет нас в 1970-й, когда происходят громкие преступления. Их расследование поручают Тихонову и его опергруппе, состоящей из профессионалов, таких как Ной Маркович, являющийся экспертом-криминалистом, сотрудника милиции Елены Лавровой, а также Савельева – подающего надежды следователя.

Сериал снят режиссером Сергеем Снежкиным (сериал «Брежнев», фильм «Похороните меня за плинтусом») вместе с художником-постановщиком и режиссером Эдуардом Оганесяном (комедия «Дабл трабл»).

Советские кинематографисты сразу обратили внимание на этого персонажа. Первые экранизации были сделаны на киностудии «Грузия-фильм» — правда, имена главных героев в фильмах «Я, следователь» (1971) и «Ночной визит» (1974, по роману «Визит к Минотавру») были изменены, но сам сюжет остался неизменным. Ну а после успеха «Места встречи…» были сняты фильмы и по другим книгам Вайнеров.

Актерский ансамбль — одна из самых сильных сторон «Следователя Тихонова». Ефремов играет грубого, но честного и преданного делу милиционера, у Светланы Ивановой получается показать настоящую дочь офицера, которая пытается сама построить свою карьеру. Ну а Шакуров обеспечивает связь времен — его Тихонов в «Визите к Минотавру» 1987 года, очевидно, и стал примером для его более молодого коллеги по цеху.

Еще одним достоинством сериала стало то, что его авторы решили оставить время действия таким, каким оно было у Вайнеров, 1970-е годы, и сделали все, чтобы зрители в это поверили: они широко используют кинохронику, автомобили тех времен и даже не ошибаются в подборе реквизита.

Для съемок проекта во Втором павильоне киностудии «Ленфильме» выстроили декорации квартир и кабинетов следователей, в которых был восстановлен быт 70-х годов XX века. Для воссоздания той эпохи к работе над декорациями были привлечены мастера «Ленфильма» из ЦДТС, а также были задействованы гримерные помещения, свет, костюмы и реквизит киностудии.

По мнению продюсера картины Александра Роднянского, реконструировать брежневскую эпоху оказалось в чем-то сложнее и накладнее, чем военное время. Все детали этой истории строго сверяются с теми, что хранятся в памяти зрителе. КНИГИ

Увлеченность журналистикой Григория и выбранная Аркадием юридическая специальность стали той творческой площадкой, откуда пришли в литературу братья Вайнеры. Сюжет первого совместного романа братьев «Часы для мистера Келли» (1967 г.) имел реальный прообраз в следственной практике Московского уголовного розыска. Затем повесть («Ощупью в полдень» 1968 года) и большая часть написанного за последующие десять лет («Визит к Минотавру» (1972), «Я, следователь…» (1972), «Гонки по вертикали» (1974), «Лекарство для Несмеяны» (1978), «Город принял!» (1978) — это повествования о деятельности следователя Тихонова. А сам персонаж был практически списан с одного из авторов, Аркадия.

После первых же книг, Братья Вайнеры окончательно определились на своем творческом пути, они работают творческим тандемом. А это вдвое больше идей, вдвое больше информации к переосмысливанию. Их стали охотно печатать, хотя сами писатели позже начнут иронично говорить о первых произведениях. Почему так? С одной стороны, следует признать, что уже по этим книгам видно тонкое понимание писателями самой природы детектива. Их сюжет динамичен. Они мастерски выстраивают интригу. Впрочем, есть одно «но», что спустя годы и вызвало иронию у авторов.

Дело в том, что первые их произведения были написаны в рамках классического социалистического реализма. Сами советские следственные органы показаны с идеальной стороны, эдакими высокоморальными рыцарскими орденами, лишенными недостатков. Но братья Вайнеры в своем творчестве «движутся вглубь», ищут причины нравственного и социального порядка, порождающие преступность, усиливают психологизм своего авторского видения сюжета. В результате повесть «Двое среди людей» (1969 г.) и роман «Гонки по вертикали» (1971 г.) приобретают небывалую популярность.

В 1972 г. издается новый роман «Визит к минотавру». Здесь в детективном повествовании появляется нечто новое: философское наполнение. В их представлении процесс следствия выглядит не как квест, а более объемно: он затрагивает и души задействованных в нем людей. Они словно погружаются в мир своей человеческой души, где, конечно же, есть и зло. (Действует принцип: все мы - люди, и все мы грешны.) Как результат, чтобы не допустить Зла и следовать Справедливости, следователь должен сразиться с Минотавром, живущим в лабиринте его души.

Проделав путь Мастера, научившись творить не столько разумом, сколько душой, наконец, в 1976 году создают шедевр «Эра милосердия» (в экранизации «Место встречи изменить нельзя»). Накануне съемок («Место встречи...» сняли в 1979 г.) в дом Вайнеров буквально влетел Владимир Высоцкий с просьбой «застолбить» роль Жеглова за собой.

В 70-е - 80-е годы из-под их пера выходят роман «Не потерять человека» (1978), повести «Карский пролив» (1981), «Потерпевшие претензий не имеют» (1986). Братья стали походить на Дон Кихотов, пытающиеся изменить Россию из имперской в демократическую. 1999 год для них продуктивен. Пишутся романы «Умножающий печаль» и «Райский сад дьявола».

Характерно, что сюжеты мастеров детективов в течение всей их жизни постоянно эволюционировали. Так в последних романах читатель сталкивается с коррупцией власти, войной компроматов, финансовым кризисом.


АВТОРЫ

Братья Аркадий и Геннадий Вайнеры известны как популярные советские писатели детективного жанра, а также как авторы известных киносценариев.

Они с детства были очень дружны и готовы были даже идти на жертвы друг для друга. Однажды в голод, когда они с мамой эвакуировались в Самарканд, Аркаша нашел буханку хлеба. Мать, посчитав, что она отравлена и ее подбросили диверсанты, была непреклонна: выбросить. Но ребята голодали... Аркаша, прежде чем разделить хлеб, испробовал его на себе... Братья Вайнер через всю свою жизнь пронесли это братство, которое зародилось тогда.

Они с детства были разными: Аркаша учился хорошо, а Жора был двоечником. Аркадий заставлял брата учиться. Тот даже расписку написал в 1956 году, что через 10 лет станет великим человеком... Это Аркадий вынудил Жору научиться читать. И вот когда это случилось, Георгий стал читать маниакально, круглосуточно...

Аркадий Александрович (1931-2005), выпускник юрфакультета МГУ, старший следователь по особо важным делам МВД СССР возглавлявший следственный отдел столичного уголовного розыска. Крепкий мужчина (мастер спорта по вольной борьбе). Лауреат премии Союза писателей СССР и МВД СССР (1976, 1978, 1981).

Судьба Георгия Александровича (1938-2009) шла по другому руслу. Он в молодости не стремился ни стать силовиком, ни следовать твердому жизненному плану. Георгий свою трудовую биографию начал с рабочих специальностей: электромеханик, техник. Затем стал инженером. И вдруг он становится журналистом, а затем - корреспондентом ТАСС. Георгий также в 1960 г. заочно (пример старшего брата) все-таки получает высшее юридическое образование.

Член Союза писателей СССР (1972). Член Союза кинематографистов СССР. С 1990 года уехал в США, работал журналистом, в 1992—2001 гг. был главным редактором газеты «Новое русское слово»: сначала, в конце 1980-х годов, возглавлял московское отделение редакции, которое размещалось в его квартире, но долго не просуществовало; затем, окончательно переехав в Нью-Йорк на постоянное место жительства, работал в основном нью-йоркском помещении. Был членом редколлегии русскоязычной газеты «Русский Базар». Братья Лауреат премии Союза писателей СССР и МВД СССР (1976, 1978, 1981). Лауреат премии Союза писателей РСФСР и Уралмашзавода им. Героя Советского Союза Н. Кузнецова (1983). Аркадий кавалер ордена Дружбы.


КНИГА В БИБЛИОТЕКЕ

На левобережном абонементе художественной литературы по адресу: пр. Мира, 82, корп. 8, ауд. 1-02 можно получить следующие печатные издания детективных произведений братьев Вайнеров, объединенных героем - следователем Станиславом Тихонов, старшим инспектором Московского уголовного розыска.

1. Эра милосердия ; Я, следователь...* : [роман, повесть] / А. Вайнер, Г. Вайнер. - Москва : Известия, 1990. - 574 с. - (Советский детектив).

2. Вайнер, А. А. Визит к Минотавру : роман/ Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер. - Москва : Молодая гвардия, 1972. - 364, [4] с.: ил. - (Стрела).

3. Вайнер, А. Завещание Колумба: повести/ Аркадий и Георгий Вайнеры. - Москва : Крас. пролетарий : Клуб-абитуриент "Знание-9", 1991. - 287 с.

На правобережном абонементе художественной литературы  можно получить следующие печатные издания  по адресу: пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 31, корп. Л, ауд. 208а.

4. Вайнер, А. Эра милосердия ; Я, следователь... / А. Вайнер, Г. Вайнер ; . - Москва : Известия, 1990. - 378 с. - (Советский детектив).

5. Вайнер, Г. А. Гонки по вертикали ; Ощупью в полдень / Г. А. Вайнер, А. А. Вайнер. - Москва : Междунар. кн., 1992. - 431 с.: ил. - (Мастера советского детектива).

* - данное произведение относится к циклу условно, поскольку только подразумевает, что герой - Тихонов. Ни разу за всю книгу авторы не называют героя ни по имени, ни по фамилии. Первые произведения цикла - повести, последние - романы, хотя в современных изданиях часто все они называются романами.

Страница фильма на сайте КиноПоиск