Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева
Научная библиотека

Повесть о настоящем человеке

Odoo • Image and Text

«Повесть о настоящем человеке» – книга, написанная писателем Борисом Полевым на основании подлинных событий, произошедших с летчиком Алексеем Маресьевым во время Второй мировой войны. 

Борис Полевой служил военкором в газете «Правда». Однажды он попал на Брянский фронт в авиаполк. И там командир полка познакомил его с лучшим летчиком-истребителем Алексеем Маресьевым. Тот недавно вернулся, выполнив сложное боевое задания, в ходе которого уничтожил два самолета фашистов. Это был подходящий сюжет для газеты.

Вечером после беседы Маресьев пригласил корреспондента переночевать в домике, где сам был расквартирован. Они долго беседовали о жизни, а дальше случилось то, что навсегда запало в душу молодого писателя. Ложась спать, Алексей что-то с грохотом бросил на пол. Оказалось, это были его ножные протезы. Эту историю Алексея Борис Полевой запомнил надолго.

Повесть он написал гораздо позже, после войны. Подтолкнуло к этому писателя откровенное признание Германа Геринга на Нюрнбергском процессе. Борис Полевой был приглашен туда как специальный корреспондент. Герман Геринг сознался, что даже их лучшая агентура так и не смогла разгадать загадку души и характера советского воина.

Не имея ни конспекта, ни плана, руководствуясь только репортёрскими записями, сделанными три года назад, Полевой с нуля написал книгу за девятнадцать дней. Летом 1946 года «Повесть о настоящем человеке» вышла в свет в журнале «Октябрь».

Через два года после первой публикации «Повесть о настоящем человеке» была экранизирована режиссёром Александром Столпером, популярность которому принесло участие в создании фильмов по произведениям Константина Симонова «Парень из нашего города», «Жди меня» и «Дни и ночи».

Павлу Кадочникову никак не удавалось сымитировать походку раненого Мересьева. Режиссёр раз за разом останавливал съёмку словами Станиславского: «Не верю!». Тогда раздосадованный актёр сбросил унты и носки, выбросил стельки. Насыпал в унты сосновых шишек и обул на босые ноги. Резко встал – и тотчас свалился со стоном на снег от нестерпимой боли в ступнях. Вновь стал подниматься и, стиснув зубы до боли, всё-таки пошёл. А режиссёр подбежал и радостно стал подбадривать: «Отлично! Молодец! Великолепно! Приготовились к съёмке. Мотор…».

Все сцены в фильме Павел Кадочников играл сам, без дублёров – даже в эпизоде с медведем. «Роль» дикого зверя исполняла ручная медведица Марьям из Московского зоопарка. Подробности этих съёмок описаны в рассказе Веры Чаплиной «Марьям и Джек» из цикла «Питомцы зоопарка».

Но фильм стал не единственным развитием книги. Министерством культуры СССР было сделано предложение композитору Сергею Прокофьеву написать оперу на сюжет «Повести о настоящем человеке». Над своей последней оперой Прокофьев работал около года. Творческая смелость композиторского замысла заключалась в том, что вся обстановка действия – воздушные бои, палата госпиталя, аэродром – ломала привычные представления об оперной условности. 

Прокофьеву удалось создать музыкально-сценическое произведение, новаторское по содержанию и по форме. В либретто, при неизбежном сокращении ряда эпизодов, свободной компоновке действия, диктуемой законами сцены, сохранились, однако, основные сюжетные линии повести и подлинные тексты Полевого.

Но судьба произведения складывалась трудно. 3 декабря 1948 года в Ленинградском театре оперы и балета состоялся закрытый просмотр, который завершился полным разгромом. Премьера состоялась только после смерти композитора 7 октября 1960 года в Большом театре Союза СССР.

В дальнейшем, в 2001 году, был создан концертный вариант со значительными купюрами. В 2005 году материалы оперы были использованы в постановке Д. А. Бертмана в Геликон-опере (Москва) «Упавший с неба». Для этого спектакля Бертман использовал сокращённую редакцию оперы А. Г. Шнитке, с использованием музыкального материала кантаты Прокофьева «Александр Невский». 

Вновь постановка полной версии оперы, причём с восстановленной по рукописям авторской оркестровкой, была осуществлена в Государственном Приморском театре оперы и балета (Владивосток) в мае 2015 года к 70-летию Победы.

Сам же главный герой книги Алексей Маресьев прожил долгую жизнь. Много работал в ветеранских организациях. Избирался депутатом ВС СССР. Ушел из жизни в 2001 году. 

Книга   Фильм