Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева
Научная библиотека

Пианист

Odoo • Image and Text

«Пианист» – это честный рассказ Владислава Шпильмана о тяжелом военном времени. 

Владислав Шпильман – знаменитый польский композитор, который вместе с семьей оказался в Варшавском гетто, созданном нацистскими завоевателями.

В первое время жизнь казалась относительно спокойной, но с каждым днем немцы позволяли себе все больше. В итоге они начали устраивать облавы и кровавые бани, уничтожая десятки семей за ночь.

Каждый раз во время селекций Владислав чудом избегал участи родных. Потом он сбежал из гетто и укрывался у знакомых.

Однажды, когда он прятался в очередном доме и страдал от недоедания, его обнаружил немецкий офицер Хозенфельд. В этом здании должны были организовать немецкий штаб. Офицер укрыл еврея и несколько месяцев давал ему еду, принес шинель и теплое одеяло, прятал от других солдат.

Хозенфельд спас не только Владислава, но и других поляков и евреев. Семья Шпильманов, как и многие люди, просили признать Хозенфельда Праведником мира за человечность, проявленную во время войны. Их просьбу удовлетворили только в 2009 году.

Сразу после окончания войны Владислав Шпильман попытался найти своего спасителя, но тщетно. Вильгельм Хозенфельд попал в плен к советским войскам, где его рассказ о спасенном еврее сочли наглой ложью. Он подвергался пыткам и погиб в плену, семь лет спустя.

Первую версию этой книги Шпильман написал в 1945 году. Его сын Анджей предполагает, что это была не попытка поделиться с миром воспоминаниями, а скорее желание запечатлеть их и таким образом освободиться от психологического груза.

А в 1998 году вышло еще одно издание книги «Пианист», дополненное Анджеем Шпильманом. В эту версию включены выдержки из дневников Вильгельма Хозенфельда, которые служат важным дополнением к тому, о чем пишет Шпильман. Режиссёр Роман Полански, будучи ребенком вместе с семьей тоже оказался в гетто – в Краковском. События, пережитые во время Холокоста и войны, наложили сильный отпечаток на мировосприятие и творчество будущего мэтра режиссуры. Фильм «Пианист» стал для него возможностью почтить память своей матери и ещё миллионов убитых людей. Хотя до этого, в начале 1990-х, Роман Полански отказался поставить «Список Шиндлера», так как не смог бы снять фильм именно о Краковском гетто, в котором сам жил с семьей. В Пианисте же речь преимущественно идет о Варшаве. Режиссер добавил к воспоминаниям Владислава Шпильмана из мемуаров свои собственные.

Съемки велись и днем и ночью, и, несмотря на шум и активность, поляки хорошо приняли команду Полянского. Местное население не то что не мешало съемкам, но проявляло всяческий интерес, наблюдая процесс создания фильма.