Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева
Научная библиотека

Судьба человека

Odoo • Image and Text

История создания рассказа «Судьба человека» относится к послевоенному времени. В 1946 году у писателя Михаила Шолохова произошла встреча с солдатом, который во время Великой Отечественной войны потерял всю семью, а затем усыновил мальчика-сироту, назвавшись его отцом.

Запомнился писателю рассказ. Не раз возвращала память его к судьбе солдата. Но только через 10 лет Шолохов обратился к этому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека». В 1956 году, под самый Новый год, газета «Правда» напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года – его окончание. Это стало событием в жизни страны.

Главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов прошёл через весь ад войны: он воевал, попал в плен, прошел ужасы концлагеря, вернулся к «своим» и это были ещё не все тяготы. 

Когда Андрей Соколов узнает о том, что вся его семья погибла, кажется, что жизнь окончена. Но судьба преподносит ему встречу с маленьким осиротевшим во время войны мальчиком. 

Сергей Бондарчук, на тот момент один из крупнейших актеров СССР, был настолько сильно потрясен произведением, что загорелся идеей дебютировать с его экранизацией в режиссуре. Правда, для осуществления этой идеи Бондарчуку понадобилось долго убеждать и руководство «Мосфильма», и самого Шолохова. На студии считали, что материала рассказа хватит только на короткий метр, а писатель не был уверен, что человек без режиссерского опыта сможет достойно перенести на экран его прозу.

Рассказ Шолохова диктовал, как минимум, три необычные для советского кино того времени особенности фильма, которые были реализованы.

Во-первых, исповедальность и субъективное видение за счет прямого монолога. Большую часть истории мы видим непосредственно глазами главного героя – простого человека, который рассказывает о своей нелегкой доле случайному встречному.

Во-вторых, центральный характер был достаточно необычен для кино того времени, неоднозначен и многогранен. Андрей Соколов – это, словами оператора фильма Владимира Монахова, хоть и «положительный герой, но не примитивно-канонический, не ходячий набор всех мыслимых добродетелей, который точно и заранее знает на все случаи жизни, что хорошо и что плохо».

И в-третьих, в фильме была сделана попытка преодолеть одно из страшных советских табу. Едва ли не впервые на отечественном экране затрагивалась тема военного плена. Как известно, солдат, оказавшийся в плену при любых обстоятельствах, автоматически объявлялся предателем. Шолохову, крупнейшему писателю Советского Союза, было позволительно реабилитировать персонажа с такой судьбой и сделать его героем, а вот со стороны режиссера-дебютанта это был риск даже несмотря на оттепельные времена.

Фильм «Судьба человека», вышедший на экраны в 1959 году, был отмечен наградами и вошёл в золотой фонд отечественного кинематографа.


Книга    Фильм