Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева
Научная библиотека

Семнадцать мгновений весны

Odoo • Image and Text

Персонаж советского разведчика Штирлица Юлиан Семёнов придумал в 1965 году. Сюжет романа «Семнадцать мгновений весны» построен на противодействии попыткам сепаратных переговоров нацистских лидеров с представителями спецслужб США весной 1945 года. Автор лично встречался по крайней мере с одним из участников реальных событий – сотрудником бернской резидентуры А. Даллеса Полом Блюмом.

Первая публикация состоялась в журнале «Знамя» в середине 1969 года. Главный герой – советский разведчик Максим Максимович Исаев (Штирлиц).

Роман не остался незамеченным. Режиссёр Татьяна Лиознова искала историю, которая вдохновила бы её на новую работу, и среди прочих прочитала этот роман. Она связалась с автором и оказалось, к нему уже обратился тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов и попросил написать сценарий для экранизации. И сценарий был уже готов и даже передан в работу на киностудию «Ленфильм», но Лиознова добилась, чтобы сценарий передали ей. 

В фильме «Семнадцать мгновений весны» использовалось много документальной хроники. Для того, чтобы не было резкого контраста и фильм смотрелся единым полотном, Татьяна Лиознова решила делать весь фильм чёрно-белым. По плану в фильме документальных кадров было гораздо меньше, но после показа смонтированного варианта руководству телевидения и представителям органов силовых структур, на режиссёра посыпались упрёки. Явно создавалось ощущение, что войну выиграли разведчики. Тогда Татьяна Лиознова включила в фильм метры военной хроники, и претензии были сняты.

Съёмки двенадцатисерийного фильма продолжались три года, и за это время съёмочная группа объехала массу городов и побывала в разных странах. Берлин снимали в настоящем Берлине, эпизоды с пастором Шлагом и швейцарскую заграницу – в Тбилиси и Боржоми, явка разведчика была провалена на улице Яуниела в Риге, Штирлиц ждал Бормана в Ленинградском зоопарке, агента Клауса убили в подмосковном лесу.

Фильм не был бы таким, если бы не гениальная музыка Микаэла Таривердиева. По воспоминаниям композитора, они совместно с поэтом Робертом Рождественским написали 12 песен – по одной на каждую серию. Однако Лиознова сочла, что такое обилие песен будет лишним отвлечением от основного материала картины. В результате было выбрано только две: героические «Мгновения» и лирическо-ностальгическая «Песня о далёкой Родине». 

Исполнил песни Иосиф Кобзон. Хотя кроме Кобзона черновые варианты записывали с другими известными исполнителями: Муслимом Магомаевым, Валерием Ободзинским, Вадимом Мулерманом и другими, но лучше Кобзона никто не спел.

Фильм показали по телевидению в августе 1973 года. Снижение числа преступлений в дни телепремьеры «Семнадцати мгновений весны» было официально зафиксировано в милицейских сводках.

Так фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» стал легендой.


Книга    Фильм