А зори здесь тихие
«А зори здесь тихие…» – первая повесть писателя-фронтовика Бориса Васильева. Впервые она была напечатана в журнале «Юность» в 1969 году. Васильев хотел изобразить «тихую» войну, «лесную». Войну, где ты находишься один на один с противником, где ты не надеешься на подмогу, где ты сам выводишь стратегию и тактику. В итоге, в основу сюжета легла история, которую Васильев прочитал в газете.
В статье было рассказано о шести молодых бойцах (на самом деле они были мужчины) и одном сержанте. Увидев статью в газете и взяв ее за основу своего произведения, автор начал писать. После нескольких страниц текста ему показалось, что история недостаточна уникальна. Тогда он решил взять в свою историю женщин. И произведение заиграло новыми красками. До этого момента никто не брал женщин в свое повествование, несмотря на то, что они нередко участвовали в военных действиях наравне с мужчинами.
Все девушки в произведении являются собирательными образами женщин, с которыми был знаком сам Васильев. Это медсестры, радистки, разведчицы или же просто обычные знакомые, такие как одноклассницы или соседки. Но один образ был списан с жены писателя – это образ Сони Гурвич. Со своей женой – Зорей Поляк – Васильев познакомился в семнадцать лет во время войны.
События повести «А зори здесь тихие...» происходят в майские дни 1942 года. В центре внимания – Федот Евграфыч Васков. Он служит на 171-м разъезде в одной из карельских глубинок. В его подчинении были разгильдяи, которые только и занимались тем, что пьянствовали и совращали местных женщин. Васков просит у своего начальства прислать ему других, нормальных зенитчиков. К его желанию прислушались – и прислали, к его удивлению, молодых женщин. Когда одна из них случайно обнаруживает в лесу немецких диверсантов, сержант решает пойти на разведку вместе зенитчицами. Их было пять: Соня, Женя, Рита, Галя и Лиза. В результате группа справилась с заданием, но живым вернулся только Васков.
В 1970 году повесть «А зори здесь тихие…» перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.
Актриса Ольга Остроумова успела сняться у Станислава Ростоцкого в известной картине «Доживём до понедельника» и уже была довольно популярна. Для остальных актёров, снявшихся в главных ролях, картина стала настоящим дебютом на большом экране.
Ростоцкий был для актрис, как старшина Васков для героинь фильма. Съёмки проходили в сложных климатических условиях и все тяготы они выносили вместе. Так, в сцене прохождения через болото вместе с девчонками каждое утро в жижу с присказкой «баба сеяла горох – ух!» шел режиссер, слегка поскрипывая протезом, оставшимся у него после ранения.
Когда фильм был готов, его не хотели выпускать в прокат, так как было несколько негативных оценок после спецпросмотров. Три месяца картина лежала без движения. Потом выяснилось, что необходимо внести поправки. И вдруг в один прекрасный день что-то переменилось, и оказалось, что «Зори…» вполне достойны широкого экрана. Более того, картину отправили на Венецианский фестиваль, где картина получила Памятный приз.
В 1974 году фильм «А зори здесь тихие» был номинирован на премию «Оскар», но уступил главный приз картине Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Тем не менее «Зори…» закупили по всему миру.