Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева
Научная библиотека

А зори здесь тихие

Odoo • Image and Text

«А зори здесь тихие…» – первая повесть писателя-фронтовика Бориса Васильева. Впервые она была напечатана в журнале «Юность» в 1969 году. Васильев хотел изобразить «тихую» войну, «лесную». Войну, где ты находишься один на один с противником, где ты не надеешься на подмогу, где ты сам выводишь стратегию и тактику. В итоге, в основу сюжета легла история, которую Васильев прочитал в газете.

В статье было рассказано о шести молодых бойцах (на самом деле они были мужчины) и одном сержанте. Увидев статью в газете и взяв ее за основу своего произведения, автор начал писать. После нескольких страниц текста ему показалось, что история недостаточна уникальна. Тогда он решил взять в свою историю женщин. И произведение заиграло новыми красками. До этого момента никто не брал женщин в свое повествование, несмотря на то, что они нередко участвовали в военных действиях наравне с мужчинами.

Все девушки в произведении являются собирательными образами женщин, с которыми был знаком сам Васильев. Это медсестры, радистки, разведчицы или же просто обычные знакомые, такие как одноклассницы или соседки. Но один образ был списан с жены писателя – это образ Сони Гурвич. Со своей женой – Зорей Поляк – Васильев познакомился в семнадцать лет во время войны.

События повести «А зори здесь тихие...» происходят в майские дни 1942 года. В центре внимания – Федот Евграфыч Васков. Он служит на 171-м разъезде в одной из карельских глубинок. В его подчинении были разгильдяи, которые только и занимались тем, что пьянствовали и совращали местных женщин. Васков просит у своего начальства прислать ему других, нормальных зенитчиков. К его желанию прислушались – и прислали, к его удивлению, молодых женщин. Когда одна из них случайно обнаруживает в лесу немецких диверсантов, сержант решает пойти на разведку вместе зенитчицами. Их было пять: Соня, Женя, Рита, Галя и Лиза. В результате группа справилась с заданием, но живым вернулся только Васков.

В 1970 году повесть «А зори здесь тихие…» перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. В 1971 году за экранизацию повести взялся классик советского кинематографа Станислав Ростоцкий. Как впоследствии вспоминал режиссёр и бывший фронтовик — фильм был снят в память о медсестре, которая во время войны вынесла его с поля боя и спасла от смерти.

Актриса Ольга Остроумова успела сняться у Станислава Ростоцкого в известной картине «Доживём до понедельника» и уже была довольно популярна. Для остальных актёров, снявшихся в главных ролях, картина стала настоящим дебютом на большом экране.

Ростоцкий был для актрис, как старшина Васков для героинь фильма. Съёмки проходили в сложных климатических условиях и все тяготы они выносили вместе. Так, в сцене прохождения через болото вместе с девчонками каждое утро в жижу с присказкой «баба сеяла горох – ух!» шел режиссер, слегка поскрипывая протезом, оставшимся у него после ранения. 

Когда фильм был готов, его не хотели выпускать в прокат, так как было несколько негативных оценок после спецпросмотров. Три месяца картина лежала без движения. Потом выяснилось, что необходимо внести поправки. И вдруг в один прекрасный день что-то переменилось, и оказалось, что «Зори…» вполне достойны широкого экрана. Более того, картину отправили на Венецианский фестиваль, где картина получила Памятный приз.

В 1974 году фильм «А зори здесь тихие» был номинирован на премию «Оскар», но уступил главный приз картине Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Тем не менее «Зори…» закупили по всему миру.


Книга    Фильм