Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева
Научная библиотека

Этические основы социальной работы

Виртуальная выставка содержит издания и публикации по теме. Это публикации преподавателей университета, содержащиеся в полнотекстовой базе данных СибГУ "Научные статьи", учебные и научные издания из ЭБС "Юрайт""Лань""Университетская библиотека онлайн".

Каждая запись сопровождается ссылкой на полный текст. Обратите внимание, тексты будут доступны только зарегистрированным и авторизовавшимся на соответствующих сайтах пользователям.

Издания из электронно-библиотечных систем (ЭБС)

Для доступа к полным текстам необходимо авторизоваться на сайтах ЭБС: https://biblio-online.ruhttps://e.lanbook.comhttp://biblioclub.ru. Если вы не зарегистрированы, сделайте это удаленно.

Odoo • Image and Text

1. Гурьянова, Т. Н. Этические основы социальной работы : учебно-методическое пособие / Т. Н. Гурьянова. – 2-е изд. – Казань : КНИТУ, 2016. – 140 с. – ISBN 978-5-7882-2018-5. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/102019. – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рассматриваются основные вопросы происхождения, становления, сущности и содержания этики социальной работы; раскрыты теоретические и практические аспекты деятельности социального работника с точки зрения профессиональной этики и морали; раскрыты сущность и содержание профессионального долга социального работника.

Odoo • Image and Text
2. Коныгина, М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы : учебное пособие / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова. – Москва : Академический Проект, 2020. – 187 с. – ISBN 978-5-8291-2735-0. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/132376. – Режим доступа: для авториз. Пользователей.

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для подготовки студентов, обучающихся по специальности 04010 – «Социальная работа». В пособии раскрывается аксиологический потенциал и историко-культурная динамика социальной работы как социально-помогающей деятельности и профессии. Особое внимание уделяется тезаурусу дисциплины, отраженному в ее ключевых понятиях. Представленный практикум включает этические дилеммы, вопросы для обсуждения, ситуационные задачи и другие задания, направленные на формирование профессионально-этической культуры будущего специалиста социальной работы. Учебное пособие рекомендовано студентам, аспирантам, преподавателям и практическим работникам социальной сферы.

Odoo • Image and Text
3. Кондратьева, Я. В. Профессионально-этические основы социальной работы : учебное пособие / Я. В. Кондратьева. – Санкт-Петербург : ИЭО СПбУТУиЭ, 2011. – 144 с. – ISBN 978-5-94047-424-1. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/63982. – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Электронный курс разработан на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 – «Социальная работа» и рабочей программы по дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы». Учебное пособие дает систематизированное представление об основах профессиональной этики социальной работы. Излагаются основные понятия профессиональной этики социальной работы, должностные обязанности специалиста по социальной работе, ценности и принципы этой профессии. Содержит рабочую учебную программу дисциплины, общие методические рекомендации по изучению дисциплины, порядок проведения контроля качества подготовки студентов. Курс предназначен для студентов всех форм обучения, изучающих дисциплину «Профессионально-этические основы социальной работы».

Odoo • Image and Text
4. Костенко, О. Е. Профессионально-этические основы социальной работы : учебно-методическое пособие / О. Е. Костенко. – Омск : ОмГУ, 2009. – 147 с. – ISBN 978-5-7779-0997-8. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/64386. – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рассматриваются вопросы формирования нравственных ценностных оснований этики социальной работы, различные виды социальной помощи населению. Выявляются изменения в мировой практике благотворительной деятельности, описываются основные понятия этики в рамках курса. Для студентов всех форм обучения (специальность «Социальная работа»), преподавателей и специалистов по социальной работе.

Odoo • Image and Text
5. Костенко, О. Е. Профессионально-этические основы социальной работы: словарь терминов : словарь / О. Е. Костенко. – Омск : ОмГУ, 2009. – 24 с. – ISBN 978-5-7779-0993-0. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/64358. – Режим доступа: для авториз. Пользователей.
Словарь охватывает область профессионально-этических знаний социальной работы, содержит основные термины современной науки в рамках данного курса. Для студентов всех форм обучения, преподавателей, а также практических работников.

Odoo • Image and Text
6. Сысоева, Л. С. Экзистенциальный смысл и принципы поведения в этике социальной работы : монография / Л. С. Сысоева. – Томск : СибГМУ, 2014. – 264 с. – ISBN 978-5-98591-082-7. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/105960. – Режим доступа: для авториз. пользователей.
Монография доктора философских наук, профессора Л. С. Сысоевой «Экзистенциальный смысл и принципы поведения в этике социальной работы» содержит в себе теоретические разделы об экзистенциальных основах человеческого бытия и смысле жизни; о нравственных основах человеческой жизни, положенных в основу этики социального работника. Рассматриваются принципы и документы, составляющие основу «Кодекса этики социального работника». Конкретизация этих основ представлена в принципах этикета как всеобщей основы поведения и в принципах делового этикета, которые рассматриваются и обсуждаются в предлагаемой книге. В качестве определения пригодности к помогающей профессии социального работника приводятся тесты и тексты, способствующие проверке соответствующих способностей, даются рекомендации по совершенствованию этики делового и речевого общения. Для преподавателей и студентов специальностей «социальная работа», «менеджмент», социальных работников, а также всех интересующихся проблемой экзистенциальной этики.

Odoo • Image and Text
7. Белинская, А. Б. Деонтология социальной работы: учебник / А. Б. Белинская. – Москва : Дашков и К, 2019. – 211 с. – ISBN 978-5-394-03123-6. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/119265. – Режим доступа: для авториз. пользователей.

В учебнике рассматриваются теоретические и научно-практические проблемы использования деонтологического знания в социальной работе. Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и образовательной программой по дисциплине «Деонтология социальной работы». Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», аспирантов, преподавателей, практических работников системы образования, а также специалистов, занимающихся социальной работой.

Odoo • Image and Text
8. Наместникова, И. В.  Этические основы социальной работы : учебник и практикум для вузов / И. В. Наместникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 381 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07323-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449945.

В учебнике рассматриваются теоретико-методологические основы этики социальной работы, анализируются отечественный, международный и зарубежные этические кодексы профессии, а также этические проблемы профессиональной практики социальных работников. Текст разработан с использованием современных отечественных и зарубежных источников по социальной работе. Издание позволяет не только получить соответствующую информацию по учебному курсу, но и организовать самостоятельную работу студентов. Материал учебника и портфолио для самостоятельной работы студентов построены на современных подходах с использованием информации европейских школ социальной работы, изученной автором в ведущих европейских странах в 2009–2013 г.

Odoo • Image and Text
9. Медведева, Г. П. Этические основы социальной работы : учебник и практикум / Г. П. Медведева. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 443 с. – (Бакалавр.Академический курс). – ISBN 978-5-9916-2934-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/425264.

В учебнике отражены современные научные представления о социальной работе как целесообразной многоаспектной деятельности общества, направленной на достижение личностью, находящейся в трудной жизненной ситуации, оптимального уровня социальности. Основное внимание в издании уделено этическому обеспечению практики профессиональной социальной работы. Издание содержит практикум и рабочую тетрадь, включающую контрольные и ситуационные задания, а также вопросы для самопроверки. Методический комплекс поможет закрепить полученные теоретические знания, развить навыки этического мышления и решения этических задач, возникающих в профессиональной практике, выработать умение разрешать этические конфликты.

Odoo • Image and Text
10. Чарикова, А. А. Основные психологические характеристики профессионального работника социальной службы, приемы делового общения и правила поведения : выпускная квалификационная работа / А. А. Чарикова ; Колледж права и экономики, Юридический факультет, Кафедра правоа и организация социального обеспечения. – Челябинск : 2015. – 84 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462479. – Текст : электронный.

Наиболее эффективный способ достижения государством «условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека», представляет собой формирование в стране института социальной работы, который призван осуществлять деятельность в отношении граждан, имеющих объективные и субъективные ограничения жизнедеятельности, затруднения в реализации своих конституционных прав и находятся в трудной жизненной ситуации.

Публикации
из полнотекстовой базы данных СибГУ «Научные статьи»

Для доступа к полным текстам необходимо  авторизоваться . Если вы не записаны в библиотеку, сделайте это. Получить номер читательского билета для работы с электронными ресурсами можно также  удаленно .

11. Афанасьева, Е. Н. Этические основы деятельности специалиста пенсионного фонда / Е. Н. Афанасьева; Сиб. гос. технол. ун-т // Актуальные проблемы современного социального знания. - Красноярск : СибГТУ, 2012. - Вып. 18. - С. 135-141. - Библиогр. в конце ст.

Статьи из научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU

Для доступа к полным текстам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте https://www.elibrary.ru.

12. Шарановская, Ю. В. Использование потенциала "социального кино" в рамках дисциплины "Этические основы социальной работы" / Ю. В. Шарановская // Университет XXI века: исследования в рамках научных школ : материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 28 марта-03 апреля 2013 г.) / Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. – Тула : 2013. – С. 192-195. 

Текст

13. Симонова, Н. П. Формирование профессиональных компетенций в процессе преподавания этических основ социальной работы / Н. П. Симонова // Образовательная среда вуза: ресурсы, технологии (Благовещенск, 26-27 марта 2015 г.) / Амурский государственный университет. – Благовещенск, 2015. – С. 223-225. 

В настоящее время ведущими критериями подготовленности выпускника высшей школы выступают компетенции и компетентности. Переход к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебного процесса, в том числе методов обучения. В формировании профессиональной компетентности студентов при изучении этических основ социальной работы используются активные методы обучения, благодаря которым студенты лучше овладевают знаниями, навыками и умениями. Лекционные и практические занятия, построенные на основе применения системы активных методов, существенно повышают активность студентов, положительно влияют на их мотивацию к учёбе и улучшают качество, глубину и прочность знаний, что способствует формированию в конечном итоге профессиональной компетентности.

Текст

14. Еремеева, Т. С. Социально-этические основы статуса специалиста по социальной работе в пенитенциарных учреждениях / Т. С. Еремеева // Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире : материалы Всероссийской конференции (с международным участием), посвященной 20-летию кафедры психологии и педагогики Амурского государственного университета (Благовещенск, 02-03 марта 2017 г.). – Благовещенск, 2017. – С. 97-104.

Автор анализирует базовые элементы профессионального статуса специалистов, работающих в пенитенциарных учреждениях; при этом акцент делается на социальных и этических аспектах профессиональной деятельности.

Текст

15. Маметьева, О. С. Профессионально-этические основы социальной работы с подростками девиантного поведения / О. С. Маметьева, Г. Ф. Мухаметдинова // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. – 2018. – № 2 (14). – С. 59-60.

Статья содержит результаты анализа научной литературы, в ходе которого рассмотрены профессионально-этические основы социальной работы с подростками девиантного поведения. Проанализированы основные законодательные и нормативно-правовые акты, которыми руководствуется специалист, организующий работу в данной области. Выявлены этические принципы, рассмотрены стандарты, которые применяет специалист по социальной работе при организации собственной профессиональной деятельности с подростками девиантного поведения.

Текст

16. Омельченко, А. В. Основы профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе с пожилыми людьми / А. В. Омельченко, О. С. Маметьева // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: проблемы, пути решения : материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 26 ноября 2018 г.). – Ростов-на-Дону : Южный университет, 2018. – С. 182-185.

Статья посвящена ценностным ориентациям, составляющим основу профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе с пожилыми людьми. Определено, что профессионально-этическая культура специалиста по социальной работе с пожилыми людьми предполагает наличие гуманизма, сострадания, стремление к постоянному самосовершенствованию, толерантности Выделенные моральные ценности отражают предназначение социальной работы и способствуют формированию личности профессионала специалиста по социальной работе, развитию его профессионального сознания и нравственной мотивации.

Текст

17. Ярычев, М. У. Профессионально-нравственная позиция будущих специалистов по социальной работе и особенности ее формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе / М. У. Ярычев // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6 (73). – С. 128-131.

Исследуется вопрос о значимости социальной поддержки населения и эффективной подготовки в вузе грамотных специалистов по социальной работе. Анализируются документы, декларирующие этические основы деятельности социального работника. Обосновывается необходимость формирования профессионально-нравственной позиции у социальных работников с целью эффективной поддержки граждан. Приводится эмпирическое исследование автора, раскрывающие особенности представлений студентов, преподавателей и специалистов по социальной работе о нравственной основе профессиональной деятельности. Рассматриваются исследования, проведенные в плоскости изучения профессиональной позиции специалистов. Дается определение дефиниции «профессионально-нравственная позиция будущего специалиста по социальной работе». Раскрыты возможности профессиональной подготовки в вузе для формирования этических основ деятельности специалиста в социальной сфере. Проанализированы рабочие программы и курсы, реализуемые на кафедре социальной работы Чеченского государственного университета...

Текст

18. Афанасьева, Е. Н. Профессионально-этическая компетентность как важный аспект современного образования в сфере социальной работы / Е. Н. Афанасьева // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. – 2013. – № 11. – С. 4.

В статье рассматривается формирование этического сознания и обеспечение на его основе должного поведения профессионалов в сфере социальной работы.

Текст

19. Сердюк, С. А. Профессионально-этический кодекс социального работника как регулятор морально-нравственных отношений специалиста / С. А. Сердюк // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2011. – № 8. – С. 235-237.

Этика социальной работы как разновидность профессиональной этики; «Категорический императив» И. Канта и экзистенциальная философия о соотношении принципов свободы и ответственности; Профессионально-этический кодекс социального работника – морально-нравственная основа деятельности социальных работников.

Текст

20. Реймер, Е. А. К вопросу об этических правилах медико-социальной работы с несовершеннолетними матерями / Е. А. Реймер, Г. А. Кантемирова // Биоэтика. – 2015. – № 1 (15). – С. 40-43.

В статье обосновывается актуальность выработки этических правил медико-социальной работы с несовершеннолетними матерями на основе принципов биоэтики. Рассматривается конкретный случай из медицинской практики, который подтверждает необходимость построения стратегии взаимодействия между врачом, специалистом социальной работы и несовершеннолетней матерью с соблюдением нравственных норм профессионального поведения. 

Текст

21. Коваленко, М. А. Этические ориентиры социальной работы с семьей / М. А. Коваленко // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. – 2018. – № 2 (14). – С. 33-34.

 В статье рассматриваются этические ориентиры социальной работы с семьей, основу которых составляют ценностные общечеловеческие и профессиональные ориентации специалиста по социальной работе. Ценностные и этические аспекты определяются как одни из ключевых для построения адекватных профессиональных действий и коммуникаций при работе с семьей.

Текст