Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева
Научная библиотека

Этнопсихология

Виртуальная выставка содержит учебные и научные издания и публикации из ЭБС ЮрайтУниверситетская библиотека онлайн, ЛаньZnanium и научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Каждая запись сопровождается ссылкой на полный текст. Обратите внимание, тексты будут доступны только зарегистрированным и авторизовавшимся на соответствующих сайтах пользователям.

Издания из электронно-библиотечных систем (ЭБС)

Для доступа к полным текстам необходимо авторизоваться на сайтах ЭБС. Если вы не зарегистрированы, сделайте это удаленно.

Odoo • Image and Text

1. Бородина, Н. В. Этнопсихология : учебное пособие / Н. В. Бородина. – Сочи : СГУ, 2018. – 162 с. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/147707. – Режим доступа: для авториз. пользователей.
Содержит наиболее значимую информацию по дисциплине «Этнопсихология». Особое внимание уделено методологии формирования этнопсихологии, рассмотрены этнические идентичность, стереотипы, предубеждения и конфликты. Для бакалавров очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 37.03.01 «Психология».

Odoo • Image and Text

2. Галустова, О. В. Этнопсихология : конспект лекций / О. В. Галустова. – Москва : Приор-издат, 2005. – 157 с. – (Конспект лекций). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56355. – ISBN 5-9512-0411-9. – Текст : электронный.
Настоящим изданием мы продолжаем серию «Конспект лекций. В помощь студенту», в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам, изучаемым в гуманитарных вузах. Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Этнопсихология».
Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы.
Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Odoo • Image and Text

3. Крысько, В. Г. Этническая психология : учебник для вузов / В. Г. Крысько. – 10-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 359 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00800-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/450201.
Книга представляет собой обновленное издание учебника, автором которого является крупнейший специалист в отечественной этнопсихологии. В учебнике показан исторический путь развития этнической психологии в России и за рубежом. Проанализированы роль и значение этнопсихологии в системе общественных и других наук, охарактеризованы ее предмет, основные понятия, методологические позиции и направления исследования. В обобщенном виде представлена психология большинства народов России и некоторых развитых зарубежных государств, а также рассмотрены механизмы и своеобразие проявления национально-психологических особенностей людей как в повседневном взаимодействии, так и в межнациональных отношениях.

Odoo • Image and Text

4. Лебедева, Н. М. Этнопсихология : учебник и практикум для вузов / Н. М. Лебедева. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 491 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02318-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/450245.
Курс познакомит будущих специалистов-психологов с основными теориями и результатами эмпирических исследований в этнической и кросс-культурной психологии, проведенных в разных странах мира. Необходимость курса продиктована актуальностью этнических проблем в поликультурном обществе России. Курс позволит студентам посмотреть на проблемы межэтнического взаимодействия с разных точек зрения: студента-психолога, будущего эксперта, и психолога-практика, работающего с психологическими проблемами межэтнических отношений.

Odoo • Image and Text

5. Мандель, Б. Р. Этнопсихология : иллюстрированный учебник / Б. Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 412 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275613. – Библиогр.: с. 369-372. – ISBN 978-5-4475-4022-7. – DOI 10.23681/275613. – Текст : электронный.
Учебник создан для студентов и преподавателей высших учебных заведений, готовящих педагогов, психологов, политологов, этнологов и этнографов, журналистов. Книга представляет собой курс, включающий в себя не только основные сведения по названной дисциплине, но и достаточно широкий современный и исторический материал.
Учебник создан на основе разработанных программ по психологии в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования III поколения. Материал собран в 7 частей и создан на основе современных сведений по этнопсихологии, этнопедагогике, этноэкономике. После каждой части идут вопросы и задания по ним. Кроме того, учебник содержит значительное число ссылок и пояснений, содержащих сведения об упоминаемых авторах и толкование всех терминов и понятий. Учебник включает в себя также список дополнительной литературы, примерный список вопросов для самоподготовки к экзаменам и зачетам, образцы и примеры творческих, контрольных, самостоятельных работ, материалы для подготовки к семинарам, примеры тестовых заданий.
Книга будет полезна и интересна не только студентам, педагогам, психологам, журналистам, но и всем, интересующимся этнопсихологией как составной и в то же время совершенно особой частью психологии.

Odoo • Image and Text

6. Сериков, Г. В. Этнопсихология: история развития и основные проблемы : [16+] / Г. В. Сериков ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2020. – 162 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598677. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9275-3438-8. – Текст : электронный.
В учебном пособии представлены материалы, имеющие отношение к предыстории и истории развития этнопсихологии. Рассматриваются актуальные проблемы и направления исследований на различных этапах становления данной науки, формирование ее методологии, понятийного и концептуального аппарата.
Предназначено для студентов бакалавриата по направлению 37.03.01 «Психология», изучающих курс «Этническая психология». Некоторые разделы пособия могут быть использованы при изучении курсов «Социальная психология», «Конфликтология», «История психологии».

Odoo • Image and Text

7. Этническая психология : учебник / под ред. П. Н. Ермакова, В. И. Пищик. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 317 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). – ISBN 978-5-16-012785-9. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1142621. – Режим доступа: по подписке.
Учебник раскрывает актуальные темы этнопсихологии и ключевые подходы к изучению этнопсихологических феноменов. В книге рассмотрен исторический путь становления этнопсихологии, анализируются статус научных направлений, методология и категориально-понятийный аппарат этнопсихологической науки, изложены результаты эмпирических исследований менталитетов различных народов. Также в учебнике отражены современные взгляды на проблемы этносов, национальностей, этнической идентичности, этнической ментальности, образа мира. Представлены новые взгляды на проблемы межкультурного общения, этнических конфликтов. Материалы практических заданий и упражнений, приводимые в учебнике, позволят расширить представления студентов о специфике проведения этнопсихологических исследований. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения. Для студентов, обучающихся по направлениям подготовки высшего образования 37.03.01 «Психология», 37.04.01 «Психология», 37.03.02 «Конфликтология», преподавателей психологических факультетов, а также всех интересующихся этнической психологией.

Odoo • Image and Text

8. Этнопсихология : учебно-методическое пособие для бакалавров / авт.-сост. Е. Дорофеева ; Министерство культуры Российской Федерации, Орловский государственный институт искусств и культуры, Кафедра социальной работы и психолого-педагогических наук. – Орел : Орловский государственный институт искусств и культуры, 2015. – 120 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439358. – Текст : электронный.
Данное учебно-методическое пособие представляет собой систематизированный и переработанный курс лекций, заданий для самостоятельной работы бакалавров, варианты тестовых заданий и психологических диагностических методик по дисциплине «Этнопсихология» для обучающихся на дневном и заочном отделениях направления подготовки 51.03.02 (071500.62) «Народная художественная культура». Учебно-методическое пособие может быть использовано в учебном процессе вузов искусств и культуры, а также вузов, осуществляющих подготовку обучающихся и слушателей по научным специальностям и направлениям гуманитарного профиля.

Odoo • Image and Text

9. Этнопсихология : учебное пособие / авт.-сост. А. В. Цветков, А. В. Соловьева. – Москва : Юнити-Дана : Закон и право, 2015. – 119 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=446490. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-02547-6. – Текст : электронный.
Цель пособия – кратко и доступно изложить основные положения этнопсихологии об особенностях восприятия, мышления, атрибуции и поведения представителей различных этнических групп и сформировать навыки их учета специалистами в ситуациях профессиональной деятельности.
Для студентов и преподавателей вузов.

Odoo • Image and Text

10. Этнопсихология : учебное пособие / Е. Ф. Ященко, Е. С. Синельникова, Г. Р. Чернова, М. Е. Буленкова. – Санкт-Петербург : ПГУПС, 2016. – 52 с. – ISBN 978-5-7641-0950-3. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/93820. – Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рассмотрены предмет, методы и история этнопсихологии, этнопсихология личности, общение в культурах мира, межэтнические отношения. Подробно и всесторонне освещены актуальные и социально значимые проблемы межэтнических конфликтов, миграций и адаптации к инокультурной среде. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов психологии и педагогических вузов.

Odoo • Image and Text

11. Этнопсихология : хрестоматия / сост. В. А. Ермаков. – Москва : Евразийский открытый институт, 2011. – 391 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90893. – ISBN 978-5-374-00163-1. – Текст : электронный.
Хрестоматия и УМК составлено к.ф.н., доцентом кафедры «Социологии и психологии» МЭСИ Ермаковым Вячеславом Алексеевичем на базе классических учебных пособий «Этнопсихология», разработанных отечественными учеными.
В учебно-методическом комплексе предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках – от психологии до культурной антропологии. Очерчиваются пути развития этнопсихологии, представлены классические и новейшие достижения ее основных школ и направлений в исследованиях личности, общения, регуляции социального поведения в контексте культуры.
Детально проанализированы социально-психологические аспекты этнической идентичности, межэтнических отношений, адаптации в инокультурной среде.
Для студентов, специализирующихся в области психологии, истории, политологии и других гуманитарных наук.

Odoo • Image and Text

12. Ященко, Е. Ф. Практикум по этнопсихологии : учебное пособие / Е. Ф. Ященко, Г. Р. Чернова, В. Н. Синельникова. – Санкт-Петербург : ПГУПС, 2017. – 47 с. – ISBN 978-5-7641-1018-9. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/101602. – Режим доступа: для авториз. пользователей.
Содержит краткие теоретические сведения кейсы и практические задания по основным разделам этнопсихологии: методы этнопсихологии, психика и культура, этнопсихологическая социализация личности, особенности общения в культурах мира, этнические стереотипы и межэтнические конфликты, миграция и адаптация личности к инокультурной среде. Предложен тест по всему курсу «Этнопсихология». Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей факультетов психологии и педагогических вузов.

Odoo • Image and Text

13. Айгумова, З. И. Психология биэтнических семейных отношений : монография / З. И. Айгумова. – Москва : Прометей, 2016. – 144 с. – ISBN 978-5-9907123-9-3. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/556936. – Режим доступа: по подписке.
Монография излагает проработанную авторскую позицию, рассматривающую особенности биэтнических семейных отношений через различные аспекты: психологические проблемы семейных отношений, удовлетворенность браком, модели культурного приспособления, роль интерпсихических и интрапсихических факторов в мотивации выбора супруга, особенности адаптации супругов к иноэтнической среде, психологические особенности ролевых ожиданий в биэтнических семейных отношениях и степень их согласованности. Также обсуждены личностные особенности супругов и их детей из биэтнических браков – личностные особенности супругов из биэтнических семей, психосоциокультурные факторы, определяющие идентичность личности из биэтнических семей, этническая идентичность супругов. Чрезвычайно важен тот момент, что супруги из биэтнических семей в той или иной степени сталкиваются с трудностями при взаимодействии. Данное столкновение часто противоречащих друг другу картин мира, различных систем ценностей, ранее не соприкасавшихся или мало соприкасавшихся, привело к необходимости их сопряжения на уровне индивидуального сознания, психологической адаптации к иной системе смыслов и ценностей. Для студентов, специализирующихся в области психологии, психологии семьи, этнопсихологии.

Odoo • Image and Text

14. Ванханен, Т. Этнические конфликты: их биологические корни в этническом фаворитизме / Т. Ванханен ; вступ. ст. В. Б. Авдеев ; пер. с англ. Д. О. Румянцева. – Москва : Кучково поле, 2014. – 288 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454493. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9950-0428-8. – Текст : электронный.
С помощью методов современной этнической конфликтологии Тату Ванханен в своей книге указывает потенциально взрывоопасные зоны столкновения этнических интересов различных этносов. Автор аргументированно утверждает, что культурологические, политические и исторические объяснения причин возникновения этнических конфликтов всегда ограничены отдельными странами, регионами и историческими периодами и не дают нам теоретического объяснения всемирной распространенности этнических конфликтов. Он также приводит доводы в пользу того, что конечное объяснение корней этнических конфликтов лежит в этническом фаворитизме, расширенной форме семейного фаворитизма.

Odoo • Image and Text

15. Карнышев, А. Д. Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии / А. Д. Карнышев, М. А. Винокуров. – Москва : Институт психологии РАН, 2010. – 480 с. – (Психология социальных явлений). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=87512. – ISBN 978-5-9270-0188-0. – Текст : электронный.
В книге рассматривается проблема взаимодействия традиций и инноваций в разного рода этнических субъектах: этносе в целом, локальных этнических группах, семье. Инновация, с точки зрения культурологии и социальной психологии, представлена в двух аспектах: как нововведение и как феномен влияния меньшинства на большинство. Именно второй момент демонстрирует сложность разработки и внедрения инноваций с этнопсихологической точки зрения и механизма их реализации. Динамика традиций и инноваций в экономической жизни этносов прослеживается на примерах интеллектуальной собственности, способов возрождения традиционных форм хозяйствования сибирских народов, туристического бизнеса и экологичной экономики. Широко освещаются роль и функции традиций и инноваций в межэтническом взаимодействии и сотрудничестве, в межкультурной компетентности в деловых отношениях.
Книга предназначена для специалистов в области психологии, экономики и смежных с ними наук.

Odoo • Image and Text

16. Крысько, В. Г. Психология межнациональных отношений : курс лекций / В. Г. Крысько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. – 228 с. – ISBN 978-5-9558-0525-2. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/950800. – Режим доступа: по подписке.
В данном курсе лекций раскрывается психологическое своеобразие этнических различий и межнациональных отношений, анализируются основные понятия и содержание этнопсихологии как науки. Особое внимание уделяется описанию национально-психологических характеристик большинства народов России и ведущих зарубежных государств, раскрывается и описывается влияние этнопсихологических особенностей людей на возникновение и развитие своеобразных форм межнационального взаимодействия между ними. Курс лекций предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей всех вузов, социологов, политологов, психологов, представителей миграционных служб, социальных работников и социальных педагогов, специалистов и руководителей, занимающихся регулированием межэтнических отношений в многонациональных коллективах, а также всех тех, кто интересуется проявлением этнической психологии в общественных отношениях.

Odoo • Image and Text

17. Лебедева, Н. М. Методы этнической и кросскультурной психологии : учебное пособие / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. – Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. – 239 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86324. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7598-0867-1. – Текст : электронный.
В учебном пособии «Методы этнической и кросскультурной психологии» представлены как достаточно известные, так и относительно новые исследовательские методики, используемые в данной научной области. Помимо методического инструментария пособие включает описание активных методов повышения этнокультурной компетентности, применяемых, в частности, в тренинге этнокультурной компетентности, программа которого также приводится в этом издании.
Для преподавателей, ведущих практические занятия по этнической и кросскультурной психологии, студентов-психологов, специалистов в области социологии, педагогики, конфликтологии, а также всех, кто интересуется проблематикой этничности и межэтнических отношений.

Odoo • Image and Text

18. Малышева, О. А. Теоретические и практические аспекты этнической психологии : учебное пособие / О. А. Малышева, Д. А. Кузнецова ; Федеральная служба исполнения наказаний, Вологодский институт права и экономики. – Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2020. – 241 с. – ISBN 978-5-94991-538-7. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1230200. – Режим доступа: по подписке.
В учебном пособии в сжатой и удобной для освоения форме изложены актуальные теоретические и практические вопросы этнической психологии. Каждая тема сопровождается материалом для самоконтроля (вопросы, тестовые и творческие задания). Издание адресовано обучающимся по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности и направлениям подготовки 37.03.01 Психология (бакалавриат) и 37.04.01 Социальная психология (магистратура).

Odoo • Image and Text

19. Мнацаканян, М. О. Нации и национализм: cоциология и психология национальной жизни / М. О. Мнацаканян. – Москва : Юнити, 2015. – 368 с. – (Cogito ergo sum). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114543. – Библиогр. в кн. – ISBN 5-238-00605-5. – Текст : электронный.
Задача учебного пособия - ознакомить студентов, аспирантов, преподавателей социологии, этносоциологии, психологии, политологии с теми знаниями, которые дадут целостное и глубокое представление о нациях, национализме, национальной культуре, национальном самосознании и т.д. Студенты и представители широкого круга интеллигенции, политики и все те, кто интересуется данной проблематикой, найдут здесь много интересного и полезного, как для профессиональной и общественной деятельности, так и для «души».

Odoo • Image and Text

20. Прохоров, Ю. Е. Русские: коммуникативное поведение : учебное пособие / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. – 4-е изд. – Москва : Флинта : Наука, 2011. – 328 с. – ISBN 978-5-89349-812-7 (Флинта), 978-5-02-033390-1 (Наука). – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/409919. – Режим доступа: по подписке.
Книга посвящена теоретическим аспектам описания коммуникативного поведения. Определяются основные понятия науки о коммуникативном поведении, предлагается теоретический аппарат, методы и приемы описания, устанавливается место описания коммуникативного поведения в современной коммуникативной лингвистике и место обучения национальному коммуникативному поведению в методике преподавания языка как иностранного. Авторами предлагаются параметрическая и ситуативная модели описания коммуникативного поведения народа. Предложенные модели иллюстрируются системным описанием русского коммуникативного поведения, осуществляемым в коммуникативной лингвистике впервые. Предназначена для лингвистов, преподавателей русского и иностранного языков, специалистов в области этнолингвистики, этнопсихологии и этнокультурологии, культурологов, студентов-филологов, иностранных и российских, для преподавателей русского языка в зарубежной аудитории.

Odoo • Image and Text

21. Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е. Н. Резников. – Москва : Институт психологии РАН, 2008. – 159 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86936. – ISBN 978-5-9270-0117-0. – Текст : электронный.
Автор монографии исследует различные стороны этнического общения, его перцептивную, коммуникативную и интерактивную функции, межличностные отношения и регулятивный аспект, при рассмотрении коммуникативной функции анализирует стратегию, тактику и методы психологического воздействия (убеждение, внушение, заражение и подражание). Анализ регулятивного аспекта имеет применение не только в теоретико-методологическом плане, но и в прикладном, так как позволяет прогнозировать поведение представителей этноса.
Книга представляет интерес для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов, занимающихся оптимизацией этнического общения.

Odoo • Image and Text

22. Собольников, В. В. Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев : монография / В. В. Собольников. – Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2020. – 160 с. – (Научная книга). – ISBN 978-5-9558-0561-0. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1062376. – Режим доступа: по подписке.
Монография посвящена одной из актуальных проблем этнопсихологии – менталитету, ментальности и национальным особенностям китайцев. На материалах теоретического анализа и эмпирических исследований анализируются этнопсихологические феномены в контексте китайской ментальности, изучаются механизмы их функционирования. Особое внимание уделено исследованию этнического самосознания и ценностных ориентаций китайцев, а также особенностей их реального поведения. Предпринята попытка прогноза вероятностной трансформации менталитета и этнопсихологических особенностей китайцев. В работе дан обширный справочный материал по современному Китаю. Книга рекомендуется психологам, социологам, этнологам, политологам, культурологам, синологам, специалистам в различных областях межнациональных отношений, а также студентам, преподавателям и научным работникам, предметом интереса которых является этнопсихология.

Odoo • Image and Text

23. Федорова, С. Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебное пособие / С. Н. Федорова. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. – 176 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978-5-00091-727-5. – Текст : электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1080407. – Режим доступа: по подписке.
В учебном пособии раскрываются особенности психолого-педагогического сопровождения процесса этнокультурного развития детей в условиях семьи, ДОУ, школ, ДОЛ и вузов. Представлены теоретические и практические материалы по анализируемой проблеме в виде конспектов занятий, игровых упражнений, тестов, заданий, диагностических методик, педагогических ситуаций и т.д. Рекомендуется студентам педагогических специальностей, практическим работникам в сфере образования, родителям и всем интересующимся проблемами этнокультурного развития детей.

Odoo • Image and Text

24. Хотинец, В. Ю. Этническая идентичность и толерантность : учебное пособие для вузов / В. Ю. Хотинец. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 121 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13109-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449252.
Курс содержит расширенное представление об этнической идентичности с позиций феноменологического и онтологического подходов. Разделы курса составлены в едином формате, обеспечивая стройное, четкое и информативно подтвержденное объяснение представленного материала. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Материал структурирован в соответствии с программами дисциплин «Социальная психология», «Этническая психология» для студентов и магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «Психология» в высших учебных заведениях.

Odoo • Image and Text

25. Шпет, Г. Г. Введение в этническую психологию / Г. Г. Шпет. – Москва : Директ-Медиа, 2007. – 214 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36231. – ISBN 978-5-9989-0351-9. – Текст : электронный.
«Введение в этническую психологию» - одно из основных произведений Шпета, где он на основе строгого феноменологического метода дает мастерский анализ культурно-исторического бытия в одном из его разрезов - социальном бытии, исследует понятия «духа», «индивида» и «коллектива», а также определяет само место этнической психологии в системе наук.

Odoo • Image and Text

26. Юсупов, И. М. Этнопсихология народов Татарстана : учебное пособие / И. М. Юсупов ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – Казань : Познание (Институт ЭУП), 2014. – 223 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364237. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8399-0478-1. – Текст : электронный.
В издание включены научные сведения, накопленные мировой наукой к началу XXI века в области психологии народов. Приводятся результаты авторского этнопсихологического исследования трех народов Татарстана: русских, татар и чувашей.
Учебное пособие выполнено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рассчитано на студентов университетов, осваивающих компетенции повышенного уровня дисциплины «Этнопсихология» (национально-региональный компонент) по направлению подготовки 030300.62 «Психология». Индикаторами освоения дисциплины являются компетенции:
Знать национальные ценности, обычаи и традиции этнических соседей в Татарстане и национальных диаспор, проживающих в республике.
Владеть приемами диагностики межэтнических отношений с использованием шкалированных методик.
Уметь различать поведенческие проявления аномалий этнического самосознания и противостоять экстремистским акциям, провоцирующим межэтнические и межконфессиональные конфликты.
Адресуется студентам психологических и социологических факультетов университетов.

Odoo • Image and Text

27. Латышина, Д. И. Этнопедагогика : учебник для вузов / Д. И. Латышина, Р. З. Хайруллин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 394 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02719-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469088.
Данный учебник предназначен для изучения педагогики различных этносов. Он не имеет аналогов, оригинален по замыслу и построению. В нем впервые в педагогической литературе обобщены данные исследования этнокультур и этнопедагогики народов России, проживающих в различных регионах – в Поволжье и Приуралье, на Северном Кавказе, в Сибири и на Крайнем Севере. На основе анализа факторов, повлиявших на этнокультуры, авторы учебника показывают своеобразие национальной психологии отдельных этносов и сложившейся у них традиции воспитания детей. Изучение будущими педагогами представленных в пособии материалов должно способствовать развитию у учителя и детей благожелательного интереса к различным народам, научить их гордиться национальными богатствами своей Родины. Для лучшего усвоения материала в учебнике представлены вопросы и задания для самоконтроля, а также приведены списки рекомендуемой литературы.

Odoo • Image and Text

28. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика : учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 333 с. – (Бакалавр. Прикладной курс). – ISBN 978-5-9916-3402-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/478114.
В учебнике рассматривается понятие этнопедагогики как науки, основанной на опыте воспитания детей в народной культуре. Сопоставляется процесс воспитания в современной жизни и традиционной культуре, особое внимание уделяется позитивным достижениям этнопедагогики. После изучения данного курса студенты будут уметь применять полученные знания в современной жизни, использовать ценности народной культуры в своей практической работе. Для лучшего усвоения материала в издании представлены вопросы и задания для самоконтроля, а также приложения, в которых приведены материалы из опыта работы авторов учебника с детьми и родителями, основанные на понимании ценностей народной культуры: творческие задания, сценарии занятий с дошкольниками, первоклассниками, подростками, детско-родительские игры и круглые столы.

Издания из научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU

Для доступа к полным текстам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте https://www.elibrary.ru.

29. Аипова, А. К. Национальное чувство как важный элемент национальной психологии / А. К. Аипова // Философско-педагогические проблемы непрерывного образования : Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции (Могилёв, 23–24 апреля 2020 г.) / под редакцией М. И. Вишневского, Е. И. Снопковой. –  Могилёв : Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2020. – С. 66-71.
В данной статье автор рассматривает важный элемент национальной психологии - национальное чувство. Ознакомившись с различными точками зрения учёных на сущность данного явления, автор делает вывод о том, что изучение природы национального чувства, выражающего ценностное отношение субъекта к объекту, имеет важное научно-практическое значение. Знание сущности национального чувства, закономерностей его изменения в зависимости от социального строя позволяет личности успешно воздействовать на него, умело направляя его в нужное русло - русло патриотизма.

Текст

30. Жузеев С. А. Этнопсихология и ее место в системе других наук / С. А. Жузеев // Современная психология и педагогика: проблемы и решения : сборник статей по материалам XXXIV международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2020. С. 21-27.
В статье автор четко определяет место и значение этнопсихологии в системе других наук, всесторонне изучает все разделы и проблемы, рассматриваемые в данной науке. С научно-теоретической точки зрения обобщает и систематизирует материалы и принципы народной педагогики, приводит доказательства того, что она стала важной отраслью науки. Автор статьи отмечает, что данные исследования вносят значительный вклад в развитие теории этнопсихологического образования в современных условиях.

Текст

31. Куприянова, И. В. Методы этнопсихологии в этнографическом исследовании / И. В. Куприянова // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае (археология, этнография, устная история и музееведение). – 2020. – № 15. – С. 190-194.
В статье обосновываются возможности использования в полевом этнографическом исследовании методов этнопсихологии для изучения этнических общностей разных порядков. Основной областью применения этих методов автор считает сферу межгруппового взаимодействия.

Текст

32. Налчаджян, К. А. Перспективы развития этнопсихологии и этнопедагогики в современном меняющемся мире / К. А. Налчаджян // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (Тверь, 26–28 марта 2020 г.). – Тверь : Тверской государственный университет, 2020. – С. 216-222.
Статья посвящена роли этнопсихологических и этнопедагогических знаний в понимании современных цивилизационных феноменов. Опираясь на закономерности функционирования человеческой психики, устанавливается взаимосвязь этноцентризма и межэтнической толерантности. В частности, феномен этноцентризма рассматривается в ее соотношении с типами этнической идентичности и с доминирующей межгрупповой установкой.

Текст

33. Сабиров, Д. Особенности этнопсихологии каракалпакского народа / Д. Сабиров, Г. Оразбаева // Форум молодых ученых. – 2020. – № 4 (44). – С. 252-254.
В статье рассматриваются особенности этнопсихологии Каракалпакского народа. Каракалпаки - один из древних, полукочевых в прошлом народов Средней Азии, обладающих богатейшую историю национальную культуру, обычаи и традиции.

Текст

34. Смирнова, В. В. Этнопсихологическая компетентность современного специалиста / В. В. Смирнова // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. материалы III-й международной научной конференции (Санкт-Петербург, 11 декабря 2020 г.) : в 2 т. – Санкт-Петербург :  Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. – С. 446-451.
В статье рассматриваются базовые категории и актуальные вопросы в этнопсихологии. Особое внимание уделяется формированию и развитию этнопсихологической компетентности современного специалиста в сфере туризма и гостиничного сервиса.

Текст

35. Сикевич, З. В. Соотношение национальной и этнической идентичности молодежи (на примере Санкт-Петербурга) / З. В. Сикевич, Н. Г. Скворцов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2020. – Т. 20, № 2. – С. 277-291.
В статье на материале эмпирических исследований рассматривается соотношение национальной и этнической идентичности молодых жителей Санкт-Петербурга. Изложенный материал и выводы опираются на серию социологических исследований, проведенных в 1996, 2011 и 2019 годы лабораторией этнической социологии и психологии факультета социологии СПбГУ под руководством З.В. Сикевич. При этом учитываются данные других исследователей, занимающихся изучением аналогичной тематики в российских регионах. Представлена авторская интерпретация структуры национальной идентичности и типологии этнической идентичности. Отмечено наличие следующих форм соотношения национальной и этнической идентичности: доминирующая этническая идентичность, этнический радикализм, доминирующая национальная идентичность, этнонациональный радикализм, этническая и национальная индифферентность. Особое внимание уделено рангу национальной идентификации в системе групповых идентичностей и признакам общенациональной консолидации.

Текст

36. Хаматова, Д. Ф. Особенности взаимовосприятия в студенческой этнокультурной среде общежития / Д. Ф. Хаматова // Вызовы XXI века : материалы ежегодной студенческой научно-практической конференции, посвященной 30-летию со дня основания Набережночелнинского государственного педагогического университета (Набережные Челны, 28 апреля 2020 г.) / отв. редакторы А. Г. Мухаметшин, А. В. Виноградов, Н. М. Асратян, Ю. М. Гарипова, Р. Ш. Валиева. – Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2020. – С. 204-206.
Данная статья посвящена на исследование выявление проблем адаптации иностранных студентов в российских вузах. Актуальность исследования данной темы обусловлена многими факторами. Повышение роста проявлений молодежного экстремизма и терроризма, повышение эффективности их профилактики в студенческой среде, воспитание толерантности среди молодежи является актуальной задачей нашего современного мира. В ходе исследования использован опросник.

Текст