Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева
Научная библиотека

История и методология науки

Виртуальная выставка содержит издания и публикации по теме. Это учебные пособия, научные труды, подготовленные преподавателями университета и содержащееся в полнотекстовой базе данных "Электронные издания СибГУ", учебные и научные издания и статьи из ЭБС "Юрайт""Лань", "Университетская библиотека онлайн",  статьи из научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU, а также материалы, размещенные в других источниках.

Каждая запись сопровождается ссылкой на полный текст. Обратите внимание, большая часть текстов будет доступна только зарегистрированным и авторизовавшимся на соответствующих сайтах пользователям.

Издания и публикации распределены в следующих разделах.

Раздел 1. Методы научных исследований
Раздел 2. История науки

Раздел 1. Методы научных исследований

Издания из электронно-библиотечных систем (ЭБС)

Для доступа к полным текстам необходимо авторизоваться на сайтах ЭБС. Если вы не зарегистрированы, сделайте это удаленно.

Odoo • Image and Text

1. Афанасьев, В. В.  Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 154 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02890-4. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453479 (дата обращения: 18.09.2020).
В учебном пособии рассмотрены проблемы организации научного исследования, в нормативной форме изложены знания методологического характера. Предложена типология методологии, раскрыты ее основные уровни, представлены процедуры и характеристики методологии как системы знаний и как области научно-познавательной деятельности. Книга призвана наметить ориентиры научной работы начинающих педагогов-исследователей, а потому может стать важной вехой для многих молодых ученых.

Текст

Odoo • Image and Text

2. Байбородова, Л. В.  Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 221 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06257-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452322 (дата обращения: 18.09.2020).
В учебном пособии рассматриваются теоретические и методические вопросы организации исследовательской работы, классификация исследований, методологический аппарат, подходы и принципы исследования; дается характеристика теоретических и эмпирических методов, рассмотрены вопросы по анализу результатов исследования.

Текст

Odoo • Image and Text

3. Дрещинский, В. А.  Методология научных исследований : учебник для вузов / В. А. Дрещинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 274 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07187-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453548 (дата обращения: 18.09.2020).
В учебнике изложены вопросы, дающие общее представление о науке как важнейшей сфере человеческой деятельности, общих методологических основах, алгоритмах и логике научного исследования, раскрыты основные положения, связанные с методологией разработки и защиты особой формы научного труда диссертации. При написании учебника использованы актуальные нормативные правовые документы Правительства Российской Федерации, в том числе Министерства образования и науки, постановления Высшей аттестационной комиссии, государственные стандарты, регламентирующие основы научной деятельности.

Текст

Odoo • Image and Text

4. Кузнецов, И. Н. Основы научных исследований : учебное пособие : [16+] / И. Н. Кузнецов. – 5-е изд., перераб. – Москва : Дашков и К°, 2020. – 282 с. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573392 (дата обращения: 18.09.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-03684-2. – Текст : электронный.

В учебном пособии излагаются основы методологии, методики и техники научного труда, технология подготовки и написания выпускной квалификационной работы. Особое внимание уделяется методике работы с источниками информации.
В удобной для восприятия форме приводятся наиболее важные сведения о порядке и правилах подготовки текста научной работы, оформления текстового и иллюстративного материала, а также рекомендации по подготовке к защите выпускных квалификационных работ.
Для студентов бакалавриата и магистратуры, аспирантов.

Текст

Odoo • Image and Text

5. Сафин, Р. Г. Основы научных исследований. Организация и планирование эксперимента : учебное пособие / Р. Г. Сафин, Н. Ф. Тимербаев, А. И. Иванов ; Министерство образования и науки России, Казанский национальный исследовательский технологический университет. – Казань : Казанский научно-исследовательский технологический университет (КНИТУ), 2013. – 154 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270277 (дата обращения: 18.09.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7882-1412-2. – Текст : электронный.

Приведены сведения по планированию и организации эксперимента, измеряемым величинам и средствам измерений, погрешностям измерений и способам математической обработки результатов измерений.
Предназначено для магистров, обучающихся по направлению 250400 - «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств».
Подготовлено на кафедре переработки древесных материалов.

Текст

Odoo • Image and Text

6. Тюрин, Н. А. Автоматизированные системы научных исследований : учебное пособие / Н. А. Тюрин. – Санкт-Петербург : СПбГЛТУ, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-9239-0404-8. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/58856 (дата обращения: 18.09.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Пособие предназначено для подготовки магистров по направлениям 250300 «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», программам 25030001 «Лесозаготовительное производство», 25030002 «Организация вывозки лесоматериалов и строительства дорог промышленного транспорта», 25030003 «Теоретические основы водного транспорта леса», изучающих дисциплину «Автоматизированные системы научных исследований», и бакалавров по направлению 250400 «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств», изучающих дисциплину «Методы и средства научных исследований». В пособии приведены общие концепции построения автоматизированных систем научных исследований (АСНИ), математическое и техническое обеспечение АСНИ, состав и структура программного и информационного обеспечения АСНИ, математическое планирование эксперимента и обработка его результатов, основы метрологического обеспечения.

Текст

Odoo • Image and Text

7. Чубинский, А. Н. Методы и средства научных исследований. Методы планирования и обработки результатов экспериментов : учебное пособие / А. Н. Чубинский. – Санкт-Петербург : СПбГЛТУ, 2018. – 104 с. – ISBN 978-5-9239-1044-5. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/111124 (дата обращения: 18.09.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Изложены основные сведения о методах и методиках планирования и обработки результатов научных исследований. Приведены примеры решения технологических задач на базе выполнения экспериментальных исследований. Учебное пособие может быть использовано в курсовом проектировании, выполнении ВКР и в дальнейшей инженерной и научной деятельности выпускника.

Текст

8. Чепурин, Г. Е. Обоснование научной проблемы, актуальности темы, объекта и предмета исследования / Г. Е. Чепурин // Вестник НГАУ. – 2015. – № 2. – С. 7-11. – ISSN 2504-1406. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/292915 (дата обращения: 18.09.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Текст

9. Беглер, А. М. Информационная модель результатов научного исследования / А. М. Беглер // Онтология проектирования. – 2017. – № 2. – С. 160-171. – ISSN 2223-9537. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/307295 (дата обращения: 18.09.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
Результаты  научного  исследования  существуют  в  разных  формах,  появляются  на  разных  этапах процесса исследования и описываются несколькими относящимися к ним понятиями. Во-первых, это этапы исследования, на которых они  производятся. Выделяют  несколько этапов – от поиска информации до распространения результатов. На каждом из них исследователь осуществляет деятельность, направленную на получение результата. Во-вторых, сами результаты исследования существуют в разных формах – от традиционных статей до наборов данных, получаемых в результате экспериментов или знаний исследователя, лежащих в основе гипотез. Их условно можно разделить на контент, данные и знания. Для производства результатов, в-третьих, используется набор инструментов, которые могут быть классифицированы по результату, который они обеспечивают. В-четвѐртых, результатам может быть обеспечен разный уровень доступности, который складывается  из степени их открытости  научному сообществу  и интегрированности в существующие системы организации исследовательской  информации. В  работе впервые  предлагается информационная модель результатов исследования, соединяющая рассмотренные характеристики. Изложенный материал может быть полезен при организации научно-исследовательских работ, в особенности на уровне руководителей и администраторов научных групп.

Текст

10. Лебедев, С. А.  Методология научного познания : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 153 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00588-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/451542 (дата обращения: 18.09.2020).
В учебном пособии раскрыты все основные проблемы современной методологии научного познания. Материал каждой из тем пособия четко структурирован и аргументированно изложен. Для каждой темы сформулирован перечень вопросов для самоконтроля, дан список современной литературы для более глубокой проработки вопросов. Кроме учебников и монографий в списках литературы приведены новейшие статьи, что дает студентам и аспирантам возможность ознакомиться с передним краем научных исследований в данной области.

Текст

11. Мокий, В. С.  Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы : учебное пособие для вузов / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 170 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-05207-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/454449 (дата обращения: 18.09.2020).
Учебное пособие предназначено для самостоятельного освоения студентами материалов по теме «Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы». Учебное пособие имеет цель: ознакомить студентов с местом трансдисциплинарности в классификации научных подходов; с основными направлениями развития и этапами становления трансдисциплинарности в современной науке; с содержанием видов и форм трансдисциплинарности; с перспективами развития трансдисциплинарного подхода; с результатами практического применения методологии системно-трансдисциплинарного подхода в решении сложных многофакторных проблем науки и техники.

Текст

12. Пещеров, Г. И. Методология научного исследования : учебное пособие : [16+] / Г. И. Пещеров ; Институт мировых цивилизаций. – Москва : Институт мировых цивилизаций, 2017. – 312 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=598470 (дата обращения: 18.09.2020). – Библиогр.: с. 242 - 245. – ISBN 978-5-9500469-0-2. – Текст : электронный.
В учебном пособии изложены теоретико-методологические основы научного исследования; требования, предъявляемые к научно-исследовательским работам; порядок их разработки, оформления и защиты, а также обобщен опыт решения творческих задач. Рекомендуется к использованию в учебной и научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательскому составу вузов, аспирантам, магистрантам, студентам, научным сотрудникам научно-исследовательских учреждений и в практической деятельности руководящему составу организаций и учреждений.

Текст

13. Филиппова, А. В. Основы научных исследований : учебное пособие / А. В. Филиппова. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. – 75 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232346 (дата обращения: 18.09.2020). – ISBN 978-5-8353-1254-2. – Текст : электронный.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС по дисциплине «Основы научных исследований» профиля «Ботаника» направления «Биология» и ГОС по дисциплине «Основы научных исследований» специализации «Ботаника» специальности «Биология». Содержит информацию о приемах работы с литературой, различных видах научных документов, основных формах представления результатов научных исследований и оформлении научной работы. Рекомендовано для бакалавров, магистрантов, специалистов, занимающихся научной деятельностью.

Текст

14. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований : учебное пособие : [16+] / М. Ф. Шкляр. – 7-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2019. – 208 с. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573356 (дата обращения: 18.09.2020). – Библиогр.: с. 195-196. – ISBN 978-5-394-03375-9. – Текст : электронный.
В учебном пособии описаны основные положения, связанные с организацией, постановкой и проведением научных исследований в форме, пригодной для любого направления подготовки. Подробно изложены методология научного исследования, методика работы с литературными источниками и практической информацией, особенности подготовки и оформления курсовых и выпускных квалификационных работ.
Материал, содержащийся в пособии, может служить методическим и практическим руководством для выполнения научных работ.
Для студентов бакалавриата и магистратуры, а также аспирантов, соискателей ученой степени и преподавателей.

Текст


Издания из полнотекстовой базы данных
«Электронные издания СибГУ»

Для доступа к полным текстам необходимо авторизоваться. Если вы не записаны в библиотеку, сделайте это. Получить номер читательского билета для работы с электронными ресурсами можно также удаленно

Odoo • Image and Text

15. Шестак, К. В. История и методология науки : учебное пособие по части курса по направлению 35.04.09 "Ландшафтная архитектура" всех форм обучения / Кира Валентиновна Шестак; К. В. Шестак ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Сиб. гос. ун-т науки и технологий им. акад. М. Ф. Решетнева. – Красноярск : СибГУ. Ч. 1. – 2019. – 90 с.  

Odoo • Image and Text

16. Шестак, К. В. Методология науки и педагогики : [учебное пособие по выполнению практических заданий для направления 35.04.01 "Лесное дело" очной формы обучения] / К. В. Шестак, О. А. Руденко; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО "Сиб. гос. технол. ун-т". – Авт. ред. изд. – Электрон. дан. – Красноярск : СибГТУ, 2016. – 93 с.: схем., табл. – Библиогр.: с. 76-79.

Издания из других источников

Odoo • Image and Text

17. Методология научных исследований : учебное пособие / А. Б. Пономарев, Э. А. Пикулева. – Пермь : Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2014. – 186 с.
Изложены основы методологии научного исследования, рассмотрены различные уровни научного познания. Освещены этапы проведения научно-исследовательских работ, включая выбор направления исследования, постановку научно-технической проблемы, проведение теоретических и экспериментальных исследований, рекомендации по оформлению результатов научной работы. Также рассмотрены основы изобретательского творчества, патентный поиск и примерный план магистерской диссертации.

Раздел 2. История науки

Издания из электронно-библиотечных систем (ЭБС)

Для доступа к полным текстам необходимо авторизоваться на сайтах ЭБС. Если вы не зарегистрированы, сделайте это удаленно.

Odoo • Image and Text

18. Моисеева, И. Ю. История и методология науки : учебное пособие : в 2 ч. / И. Ю. Моисеева ; Оренбургский государственный университет. – Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2017. – Ч. 2. – 160 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481796 (дата обращения: 18.10.2020). – ISBN 978-5-7410-1712-8. – Текст : электронный.
Настоящее учебное пособие освещает ключевые вопросы истории и методологии науки. В каждой главе актуализация теоретических положений опирается на систему вопросов на усвоение темы, практических упражнений, тестов, вопросов для дискуссии, направленную на понимание теоретических вопросов, изученных в ходе аудиторной работы. Учебное пособие адресовано обучающимся по программам магистратуры очной и заочной форм обучения направления подготовки 45.04.02 Лингвистика, и направлено на организацию самостоятельной работы магистрантов.

Odoo • Image and Text

19. Соломатин, В. А. История науки : учебное пособие / В. А. Соломатин. – Москва : ПЕР СЭ, 2003. – 352 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233282 (дата обращения: 18.10.2020). – ISBN 5-9292-0115-3. – Текст : электронный.
В учебном пособии представлена эволюция взглядов на мир и природу с древнейших времен до нашего времени. Наука и ее история рассматриваются во взаимодействии с иными формами духовной культуры – мифологией, философией, религией, искусством, моралью. Большое внимание в книге уделено биографиям выдающихся ученых, происхождению научных терминов.
Для преподавателей и студентов вузов и колледжей, может быть интересен учителям и учащимся средних школ и всем тем, кого занимают проблемы мировоззрения.

Odoo • Image and Text

20. История и философия науки : учебник для вузов / А. С. Мамзин [и др.] ; под общей редакцией А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 360 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00443-4. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/450040 (дата обращения: 18.10.2020).
Учебник подготовлен в соответствии с программой экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации. Изложение материала рассчитано на читателя, не имеющего фундаментальной философской подготовки, но в достаточной степени знакомого с той или иной отраслью научного знания и желающего как успешно сдать кандидатский экзамен, так и овладеть навыками самостоятельного научного исследования. Авторский коллектив – преподаватели кафедры философии науки и техники философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, имеющие богатый опыт чтения соответствующего курса.

Odoo • Image and Text

21. Бессонов, Б. Н.  История и философия науки : учебное пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. – 2-е изд., доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 293 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-04523-9. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449692 (дата обращения: 18.10.2020).
Данное учебное пособие призвано помочь аспирантам и соискателям ученых степеней подготовиться к кандидатскому экзамену по новой дисциплине «История и философия науки». Опираясь на историко-философский фундамент, идеи и концепции выдающихся философов, связанные с развитием науки и научного познания, общественно-исторической практики человечества, в данном пособии анализируются проблемы истории и философии науки. Рассмотрены такие важные проблемы, как возникновение науки, основные стадии ее исторической эволюции; динамика науки как процесса порождения нового знания; структура научного знания; научные традиции и научные революции; типы научной рациональности; позитивистские, неопозитивистские, постпозитивистские и т.п. концепции философии науки и др. Одна из лекций посвящена специфике познания в социально-гуманитарных науках.

Odoo • Image and Text

22. История и философия науки : учебное пособие / Н. В. Бряник, О. Н. Томюк, Е. П. Стародубцева, Л. Д. Ламберов ; под ред. Н. В. Бряник, О. Н. Томюк ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. – 289 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275721 (дата обращения: 18.10.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7996-1142-2. – Текст : электронный.
В первых трех разделах учебного пособия рассматриваются вопросы истории науки от зарождения до современной стадии постнеклассической науки, эволюция и основные концепции современной философии науки, а также философские проблемы основных подсистем науки – математических, естественных, социальных, гуманитарных и технических наук. В четвертый раздел вошли концептуальные фрагменты избранных философских текстов, позволяющие магистрантам составить представления о состоянии и проблемах отечественной и зарубежной философии науки XX–XXI вв.
Учебное пособие предназначено для магистрантов, изучающих дисциплину «История и философия науки», аспирантов, а также преподавателей, читающих данный курс.

Odoo • Image and Text

23. Кузнецова, Н. В. История и философия науки : учебное пособие : [16+] / Н. В. Кузнецова, В. П. Щенников ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2016. – 148 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481563 (дата обращения: 18.10.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8353-1923-7. – Текст : электронный.
Учебное пособие разработано по дисциплине «История и философия науки» в соответствии с ФГОС ВО. В пособии содержится теоретический материал, посвященный предмету, историческим формам философии науки, а также историческим этапам и концепциям развития науки, специфике и взаимодействию философии и науки. В пособии раскрываются основные составляющие теоретического содержания философии науки: анализ теоретических оснований, идеалов и норм научного исследования, строение и особенности научного знания, научные коммуникации. Учебное пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлениям подготовки 06.04.01 Биология, 05.03.01 Геология, 05.04. 06 Экология и природопользование; а также может быть рекомендовано бакалаврам по направлениям подготовки 06.03.01 Биология, 05.03.06 Экология и природопользование, 44.03.01 Педагогическое образование, аспирантам, обучающимся по очной и заочной формам обучения при подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе, касающейся соответствующих разделов курса «Философия».

Odoo • Image and Text

24. Царегородцев, Г. И. История и философия науки : учебное пособие / Г. И. Царегородцев, Г. Х. Шингаров, Н. И. Губанов. – Москва : Современный гуманитарный университет, 2011. – 438 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275148 (дата обращения: 18.10.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8323-0750-3. – Текст : электронный.
В соответствии с программой кандидатского экзамена «История и философия науки» в первом разделе «Общие проблемы истории и философии науки» раскрываются сущность, структура, функции, закономерности, основные исторические этапы развития науки, место науки в системе культуры, способы познавательной деятельности человека, динамика научного знания, методы и уровни научного познания.
Во втором разделе «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» описываются специфика социально-гуманитарного научного знания, критерии научности в социально-гуманитарных дисциплинах, природа ценностей, особенности объяснения, понимания, интерпретации, предвидения в социально-гуманитарных науках, обсуждаются фундаментальные экзистенциальные проблемы сущности и существования человека, а также философские проблемы юриспруденции, экономики и информатики. При написании книги авторы стремились сочетать современный теоретический уровень положений истории и философии науки с максимальной ясностью и доступностью для читателей излагаемого материала.
Книга рекомендована аспирантам и соискателям ученой степени кандидата наук.

Odoo • Image and Text

25. Минеев, В. В. Введение в историю и философию науки : учебник для вузов / В.В. Минеев ; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. – 639 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=242013 (дата обращения: 18.10.2020). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4458-7511-6. – DOI 10.23681/242013. – Текст : электронный.
Предназначен для студентов естественнонаучных и гуманитарных специальностей. Соответствует программе, одобренной экспертными советами ВАК Минобрнауки РФ, и отвечает установке на гуманитаризацию естественнонаучного образования. Включает обширный теоретический материал, обобщенный на основе авторской научно-философской концепции, методические рекомендации, вопросы к экзамену, вопросы для самоконтроля, темы рефератов, задания, схемы, хронологические таблицы, основную и дополнительную литературу.

Odoo • Image and Text

26. Зеленов, Л. А. История и философия науки : учебное пособие / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров. – 3-е изд., стереотип. – Москва : Флинта, 2016. – 473 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83087 (дата обращения: 18.10.2020). – ISBN 978-5-9765-0257-4. – Текст : электронный.
Учебное пособие написано в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В отличие от аналогичных изданий является системно построенным по всем разделам. В пособии анализируются структура и динамика научного знания, обсуждаются общие проблемы философии науки. Дается история развития естественных, технических, общественных и гуманитарных знаний. Разбираются философские проблемы социально-гуманитарных наук.

Odoo • Image and Text

27. Рахимов, Р. З. История науки и техники : учебное пособие для вузов / Р. З. Рахимов, Н. Р. Рахимова. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 404 с. – ISBN 978-5-8114-5156-2. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/147314 (дата обращения: 18.10.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
Современное и будущее развитие науки и техники базируется на изучении истории развития и достижений начиная с эпохи Древнего мира и до настоящего времени. В настоящее время известны посвященные истории развития и достижениям каждой из большинства отраслей наук и техники отдельные монографии и учебные пособия. В XIX–XX веках науки и техника получили чрезвычайно динамичное развитие по расширению разновидности направлений, теоретических и практических разработок, которое стало возможным на учете достижений в пограничных областях фундаментальных и прикладных наук. Вместе с тем, за исключением энциклопедических изданий в научной литературе, существует определенный дефицит изданий, в которых комплексно рассматриваются история развития и достижения ученых нескольких областей знаний. Материалы, представленные в настоящем издании, в определенной мере восполняют этот пробел. В связи с чрезвычайно высоким разнообразием научных направлений и техники подобные издания могут формироваться на основе включения только отдельных групп фундаментальных и прикладных наук для инженеров, научных работников, повышающих и приобретающих квалификацию отдельных специальностей. По такому принципу сформировано и содержание настоящего издания, включающего комплексное рассмотрение истории развития математики, физики, химии, астрономии, космологии, географии, геологии, минералогии, техники, архитектуры, градостроительства и строительного материаловедения. Издание представляет интерес для расширения познаний и повышения квалификации специалистов и ученых в областях перечисленных выше отраслей знаний и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по всем направлениям подготовок.

Odoo • Image and Text

28. Поликарпов, В. С. История науки и техники : учебное пособие / В. С. Поликарпов, Е. В. Поликарпова. – Санкт-Петербург : Лань, 2019. – 272 с. – ISBN 978-5-8114-3408-4. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/115519 (дата обращения: 18.10.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
В учебном пособии излагаются принципиальные, узловые моменты истории науки и техники на основе сочетания социально-экономического и социально-культурного подходов. В нем используется все позитивное, накопленное в отечественных и зарубежных историко-научных и историко-технических исследованиях, в философии и методологии науки и техники. В нем развернута панорама развития науки и техники от простейших орудий и ритуалов первобытного человека до нанотехнологии и «Интернета». Учебное пособие соответствует требованиям государственного стандарта и предназначено для студентов старших курсов, магистрантов и аспирантов всех направлений подготовки; оно также может быть использовано студентами колледжей, учащимися старших классов, всеми, кто интересуется вопросами истории науки и техники.

Odoo • Image and Text

29. Юдаев, И. В. История науки и техники: электроэнергетика и электротехника : учебное пособие / И. В. Юдаев, И. В. Глушко, Т. М. Зуева. – Санкт-Петербург : Лань, 2019. – 340 с. – ISBN 978-5-8114-3738-2. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/123677 (дата обращения: 18.10.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
В учебном пособии рассматриваются вопросы исторического развития науки и техники на примере такой значимой отрасли современной экономики, как электроэнергетика. Учебное пособие предназначено для студентов и обучающихся на всех уровнях высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, подготовка кадров высшей квалификации) по направлениям подготовки: «Агроинженерия», «Электротехника и электроэнергетика», «Теплотехника и теплоэнергетика», «Технологии, технические средства и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве», а также для специалистов, работающих на электроэнергетических предприятиях, в сельском хозяйстве и промышленности, преподавателей и научных работников.

Odoo • Image and Text

30. Рачков, М. Ю.  История науки и техники : учебник для среднего профессионального образования / М. Ю. Рачков. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 284 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13555-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/465964 (дата обращения: 18.10.2020).
В курсе рассматривается история науки и техники, развитие автоматики, управления и космонавтики, излагаются основы научных исследований, этика науки, исторические аспекты организационной структуры науки и системы подготовки научных кадров в России. Освещаются вопросы развития экспериментальных исследований, описывается появление методов планирования измерительного эксперимента, а также средств автоматизации измерений. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям. Курс предназначен для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по инженерно-техническим направлениям, специалистов в области управления техническими системами и смежных областях.

Odoo • Image and Text

31. Вернадский, В. И.  История науки. Сочинения / В. И. Вернадский. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 268 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07702-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452751 (дата обращения: 18.10.2020).
В книге публикуются исследования В. И. Вернадского по всеобщей истории науки, в частности его труд «Очерки по истории современного научного мировоззрения», статьи о роли Канта и Гете в развитии естествознания, а также его статьи по общим проблемам истории науки и вопросам организации исследований в этой области.

Odoo • Image and Text

32. Лебедев, С. В. История и философия науки. Подготовка к кандидатскому экзамену : учебное пособие для самостоятельной работы аспирантов : [14+] / С. В. Лебедев ; Высшая школа народных искусств (институт). – Санкт-Петербург : Высшая школа народных искусств, 2017. – 34 с. : табл. – (Школа молодого ученого). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499568 (дата обращения: 18.10.2020). – ISBN 978-5-906697-49-3. – Текст : электронный.
Данное учебное пособие ставит своей целью ознакомление аспирантов с правилами сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки. Изложены критерии оценки, приведен словарь необходимых терминов и понятий.

Odoo • Image and Text

33. Открытый доступ: история, современное состояние и путь к открытой науке : монография / М. В. Вахрушев, М. В. Гончаров, И. И. Засурский [и др.] ; под общей и научной редакцией Я. Л. Шрайберга. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 168 с. – ISBN 978-5-8114-5034-3. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/139247 (дата обращения: 18.10.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
Представленная коллективная монография рассматривает актуальную в настоящее время проблематику Открытого доступа, Открытых архивов научной, технической и социально-значимой информации и перехода к Открытой науке. Особое внимание уделяется современному состоянию и перспективам развития технологий Открытого доступа к информации, знаниям и системе научных коммуникаций. Приводятся примеры практического приложения к библиотечной практике на примере Государственной публичной научно-технической библиотеки России. Коллективная монография предназначена для директоров библиотек любых типов, специалистов в области автоматизации библиотечного дела и университетского научного окружения, а также студентов, магистров, аспирантов и всех, кто интересуется современным развитием науки и обеспечения научных коммуникаций. Может быть использована как учебное пособие для студентов библиотечно-информационного и общенаучного профиля.

34. Писарчик, Л. Ю. А. Койре: история науки как выражение единства человеческой мысли / Л. Ю. Писарчик // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2018. – № 3. – С. 55-63. – ISSN 2077-7175. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/308044 (дата обращения: 18.10.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
В статье рассматриваются основные идеи интерналистской концепции истории науки А. Койре и ее влияние на формирование концепции научных революций Т. Куна, а также на всю эволюционистскую эпистемологию в целом. Койре предложил принципиально новый подход к анализу истории науки, основанный на исследовании влияния на науку философских концепций и религиозных идей. Он исследовал творчество Галилея, Декарта, Ньютона и показал, что им приписываются определенные идеи или установки, которые на самом деле в их творчестве не проявляются или не очень существенны. Например, Койре показал, что Галилей не был абсолютно привержен экспериментальным исследованиям и опирался на метафизические основания в своих исследованиях, особенно на философию Платона. В свою очередь И. Ньютон не был приверженцем одностороннего индуктивизма, как это хотели показать представители логического позитивизма, и часто использовал гипотезы в своих исследованиях. Важным было и то, что Койре показал, как наука развивается посредством научных революций. Концепция истории науки, предложенная Койре, способствовала формированию более глубокого образа науки, чем тот, который был разработан в неопозитивизме, и оказала влияние на все последующие исследования в области истории науки.

35. Хачатрян, А. А. О генезисе методов классификации и типологии в истории науки / А. А. Хачатрян, Э. А. Хачатрян // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. – 2012. – № 212. – С. 496-498. – ISSN 0451-5838. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/296044 (дата обращения: 18.10.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Издания из полнотекстовой базы данных
«Электронные издания СибГУ»

Для доступа к полным текстам необходимо авторизоваться. Если вы не записаны в библиотеку, сделайте это. Получить номер читательского билета для работы с электронными ресурсами можно также удаленно

Odoo • Image and Text

36. История и философия науки и техники : метод. указания к изучению дисциплины для магистрантов техн. направлений подгот. всех форм обучения / сост. Е. А. Шушканова. – Электрон. текстовые дан. – Б.м. : СибГАУ, 2015. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публ.

Odoo • Image and Text

37. Черняева, А. С. История и философия науки. Структура научного знания : [учебное пособие для аспирантов и соискателей] / А. С. Черняева ; [отв. ред. Е. Н. Викторук] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Сиб. гос. технол. ун-т". – Электрон. дан. – Красноярск : СибГТУ, 2013. – 62 с.: схем., табл. – Библиогр. в примеч. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публ.

Odoo • Image and Text

38. История и методология науки и техники : учебное пособие / Н. А. Князев. – Электрон. текстовые дан. – Красноярск : СибГАУ, 2010. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публ.

Odoo • Image and Text

39. История и методология науки и техники в области электроники : методические указания к выполнению практических работ для студентов магистратуры по направлению подготовки 11.04.04 «Электроника и наноэлектроника» всех форм обучения / [сост. И. Я. Шестаков]. – Электрон. текстовые дан. – Красноярск : СибГУ им. М.Ф. Решетнева, 2019. – Загл. с титул. экрана. – Электрон. версия печ. публ.

Статьи из научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU

Для доступа к полным текстам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться  на сайте https://www.elibrary.ru.

40. Чечеткина, И. И. Операционализм в науке: истоки, возможности и пределы (на примерах из истории физики и химии) / И. И. Чечеткина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2017. – № 3. – С. 100-111.
Статья посвящена проблеме математизации науки на примерах из истории физики и химии. Основное внимание акцентировано на анализе понятия «операционализм», выдвинутого в структурализме Н. Мулуда. Прослеживается зарождение операционализма в математике Декарта и его философском обосновании учения о методе. Рассматривается дальнейшее внедрение операциональных математических средств в физику и химию. Показаны как прогрессивная роль операционализма в создании алгоритмов и рождении новых понятий науки, так и его ограниченные возможности в создании единого языка химии. Действие операционализма в истории науки заключается в тотальной математизации, способствующей развитию формальных систем, языка и предсказательной функции науки. Автор приходит к выводу, что в химии этот процесс терпит крушение вследствие невозможности полной унификации и кодификации свойств химических частиц с помощью математических средств, поэтому химия остается самостоятельной и независимой наукой.

Текст


Античная наука

41. Степанова, Н. А. Античные классификации наук: общая характеристика / Н. А. Степанова // Культурная жизнь Юга России. – 2017. – № 3 (66). – С. 70-73.
В статье рассматриваются основы классификации наук периода античности, исследуются методологические принципы классификаций Платона и Аристотеля, христианских теологов Аврелия Августина и Василия Великого. Философы античности выделяют в качестве ведущих оснований деления - свойства человеческой души (Платон) или познавательную способность личности (Аристотель). В период христианской античности явления действительности рассматриваются в контексте библейского учения о шести днях творения (свт. Василий Великий), позже основу классификаций составляет принцип восхождения от чувственного к абстрактному (блж. Августин).

Текст

42. Волков, М. П. Античная философия и наука: "наставник" и "ученик" / М. П. Волков // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2015. – № 1 (69). – С. 17-20.
Рассматриваются формы воздействия философии на процесс становления науки.

Текст

43. Калинина, Г. Н. Миф как "превращенная форма" знания и граница античного рационализма (к вопросу о генезисе науки) / Г. Н. Калинина // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 1. – С. 60-64.
В статье представлена рефлексия выявления конкретно-исторических (реальных) предпосылок и границ генезиса науки, связанных со сложным метаморфозом «превращенных форм» знания как восполняющих замещений на границах античной рациональности.

Текст

44. Волков, М. П. Античная культура как основание генезиса науки: проблема сущностных характеристик / М. П. Волков // Вопросы культурологии. – 2009. – № 4. – С. 4-8.
Статья посвящена анализу сущности античной культуры как основания генезиса науки. Автор выделяет 7 сущностных характеристик культуры античности, связывает их с глубинным архетипом коллективного бессознательного - представлением об изначальном Хаосе, который может поглотить мир и которому необходимо сопротивляться.

Текст

45. Розин, В. М. О философских предпосылках античной наук / В. М. Розин // Эпистемология и философия науки. – 2009. – Т. 20. № 2. – С. 13-31.
В статье обсуждается концепция науки, в которой сближаются естественно-научный и гуманитарный подходы. Автор тоже склоняется к тезису о конвергенции, но не гуманитарного подхода с естественно-научным, а гуманитарного с «идеально-типическим» (по М. Веберу). В рамках этой методологической установки и культурно-исторического подхода анализируется становление философских и научных представлений Платона и Аристотеля. В частности, показывается, что именно в античной науке складываются установки и способы работы, которые можно отнести к «генетическому ядру» науки.

Текст

46. Волков, М. П. Античная религия и процесс становления науки / М. П. Волков // Личность. Культура. Общество. – 2008. – Т. 10. № 5-6 (44-45). – С. 272-278.
В статье рассматриваются формы воздействия религии античности на становящееся научное познание, и делается вывод о том, что в силу своего статуса в западной культуре религия не могла подчинить себе мысль, как это было явлено на Востоке.

Текст

47. Гусев, П. Г. Значимость количественных характеристик в античной и нововременной науке / П. Г. Гусев // Гео-Сибирь. – 2007. – Т. 6. – С. 8-11.

Текст

48. Шуталева, А. В. Классическая естественно-научная картина мира: особенности формирования новоевропейской науки и трансформация принципов античной рациональности / А. В. Шуталева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – Т. 2. № 2. – С. 122-128
В статье анализируются принципы античной рациональности и их трансформация в классической естественно-научной картине мира. Раскрытие онтологических и гносеологических установок и особенностей становления новоевропейского естественно-научного стиля мышления осуществляется посредством выявления генезиса философских и математических понятий.

Текст

49. Гусев, П. Г. Соотношение античной и нововременной науки: методологические проблемы / П. Г. Гусев // Гео-Сибирь. – 2006. – Т. 6. – С. 3-6.

Текст


Наука в период средневековья

50. Можейко, П. П. Средневековый символизм как фактор становления науки нового времени / П. П. Можейко // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2017. – № 16. – С. 273-278.
В статье исследуется влияние средневекового символизма на становление науки Но вого времени. Показано, что понимание окружающей действительности в символиче ских формах стало одним из оснований зарождения языка современной науки.

Текст

51. Чечеткина, И. И. Философия, теология и наука в средневековье: история взаимоотношений / И. И. Чечеткина // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – № 3. – С. 344-353.
Статья раскрывает характер взаимоотношений философии, богословия и науки в эпоху средневековья. Диалог между ними раскрыт на примере пересмотра богословами астрономической системы мира Аристотеля - Птолемея. Этот пересмотр выражал отношение богословов к греческому знанию вообще.

Текст

52. Сабирова, Ф. М. Вклад средневековых университетов в развитие науки / Ф. М. Сабирова //
Наука и школа. – 2010. – № 4. – С. 143-147.
Статья посвящена роли средневековых университетов в развитии естествознания. Показано, что университеты сыграли значительную роль в становлении науки Средневековья, они были как центрами получения образования, так и центрами проведения научных исследований.

Текст


Наука в эпоху Возрождения

53. Федоркина, А. П. Развитие философии, науки и техники в эпоху Возрождения / А. П. Федоркина // Вестник НИЦ Строительство. – 2019. – № 2 (21). – С. 147-156.
Статья посвящена характеристике науки, философии и техники в эпоху Возрождения. Рассматриваются изменения мировоззренческих ориентаций эпохи Возрождения, развитие науки этого периода на новых естественнонаучных основаниях в трудах ученых. Представлены открытия великих изобретателей, оставивших заметный след в развитии науки и техники.

Текст

54. Дяговцева, М. В. Наука и искусство: эпоха возрождения и современность / М. В. Дяговцева // Социальная политика и социология. – 2010. – № 5 (59). – С. 194-202.
Рассмотрены и выявлены положительные и отрицательные черты взаимовлияния науки и искусства в эпоху Возрождения и отражение их в культуре настоящего времени.

Текст

55. Витченко, Н. Н. Благо и польза: у истоков европейской науки / Н. Н. Витченко // Вестник Томского государственного университета. – 2003. – № 277. – С. 19-28.
Рассматриваются этические основания европейской науки эпохи Возрождения. Исходя из представлений о том, что концептуальное осмысление процесса возникновения современного естествознания должно начинаться именно с этой эпохи, предлагается понимание науки XVI начала XVII вв. как социокультурной практики, связанной с функционированием глубоко интегрированных в познание этических феноменов.

Текст


Классическая наука

56. Минкина, Н. А. Философия и классическая наука нового времени / Н. А. Минкина, М. М. Ковальзон // Вестник НИЦ Строительство. – 2019. – № 4 (23). – С. 137-152.
Статья посвящена анализу связи науки и философии Нового времени. Авторы рассматривают проявления этой связи в философских и научных взглядах Френсиса Бэкона, в рационализме Рене Декарта, в сенсуализме Джона Локка. Завершает статью анализ механики Ньютона и его влияние на становление механистической философии этого периода.

Текст

57. Агайдарова, С. Ж. Классическая наука / С. Ж. Агайдарова // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 3 (19). – С. 145-148.
В данной статье будет рассматриваться возникновение классической науки, периодизация науки, а также конкретные критерии науки. Выделены также три эволюционных этапа развития классической науки.

Текст

58. Чуприн, Д. А. Проблема отношения к творчеству в классической науке / Д. А. Чуприн //
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 12-1 (86). – С. 199-201.
В статье рассматриваются особенности научного стиля мышления, сформировавшегося в рамках классической науки ХVII-ХIХ вв. Особое внимание уделяется ценности творчества. Демонстрируется амбивалентное отношение к нему в науке Нового времени. Автор описывает дискуссию ученых периода классической науки о творческом характере научных исследований, уникальности творческих способностей личности, методологическом сознании. По итогам проведенного анализа делается вывод о месте творчества в науке.

Текст

59. Ильинова, Н. А. Воображение и идеал разума в классической науке / Н. А. Ильинова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2015. – № 4 (167). – С. 17-23.
Статья посвящена исследованию внутренних противоречий в становлении идеала познавательного разума в классической научной картине мира Нового времени. Необходимость выделения абстракции чистого мыслящего субъекта и пространственно-временного объекта познания привела к невозможности обоснования достоверности опыта такого познания. Замкнутое в себе чистое сознание и абсолютно противоположный ему геометризированный объект аннигилировали возможность опосредствования всеобщего и единичного как основы установления закономерностей. Разрешение данного противоречия оказалось возможным только на пути расширения границ сознания за счет переоценки роли и сущности воображения (в философии Юма).

Текст

60. Булдаков, С. К. Научные, философские и методологические основания классической науки / С. К. Булдаков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. № 2. – С. 69-72.
В статье рассматриваются научные основания классической науки, этапы ее развития, влияние научной картины мира на философию и методологию познания.

Текст

61. Бугрова, Т. И. Трансформация представлений о пространстве и времени в классической философии и науке / Т. И. Бугрова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2013. – Т. 13. № 2. – С. 8-11.
Целью данной работы является выявление особенностей раз- вития представлений о пространстве и времени в философии и науке, что в перспективе позволяет обнаружить принципы трансформации философских категорий в категории научные. В статье проводится анализ содержания категорий пространства и времени в рамках классической философии и науки. Автор рассматривает основные онтологические концепции эпохи Воз- рождения и Нового Времени, сравнивает и анализирует харак- теристики моделей пространства и времени. Также уделяется внимание соотношению понимания категорий «пространство» и «время» с другими онтологическими категориями, анализиру- ются особенности их взаимовлияния. Исследование позволяет обнаружить устойчивые тенденции к десакрализации понима- ния рассматриваемых категорий, их смысловому «расшире- нию», нарастанию релятивизма в пространственно-временных концепциях, а также зависимость от них философского содер- жания других онтологических категорий, таких как движение, развитие и т.п.

Текст

62. Жуланов, А. Л. К вопросу о соотношении понятий объекта и предмета науки в классическом и неклассическом естествознании / А. Л. Жуланов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2013. – № 1. – С. 17-26.
В статье обсуждается проблема соотношения объекта и предмета науки. Термины «объект науки» и «предмет науки» иногда употребляются как равнозначные, иногда то, что в одних работах называется объектом, в других представляется предметом познания. На материале естествознания автор пытается дать определения этих понятий, показать их гносеологическую роль в истории науки, а также значение для мировоззренческой оценки научной теории (квантовой механики).

Текст

63. Шуталева, А. В. Классическая естественно-научная картина мира: особенности формирования новоевропейской науки и трансформация принципов античной рациональности / А. В. Шуталева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – Т. 2. – № 2. – С. 122-128.
В статье анализируются принципы античной рациональности и их трансформация в классической естественно-научной картине мира. Раскрытие онтологических и гносеологических установок и особенностей становления новоевропейского естественно-научного стиля мышления осуществляется посредством выявления генезиса философских и математических понятий.

Текст

64. Шуталева, А. В. Концептуальные основания классической науки: проблема мировоззренческой детерминации познания природы / А. В. Шуталева // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. – 2011. – Т. 9. № 1. – С. 22-26.
Статья посвящена интерпретации концептуальных оснований классической науки. Исследуются особенности принципов античной рациональности и то, как они трансформировались в контексте становления классического типа рациональности.

Текст

65. Хаджаров, М. Х. Ньютон и механистическая картина мира классической науки / М. Х. Хаджаров, М. Н. Лященко // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2010. – № 1 (107). – С. 52-58.
В статье рассматриваются физические и философские взгляды английского ученого И. Ньютона и их влияние на формирование механической картины мира классической науки. Сопоставляются идеи механической динамики Аристотеля и Ньютона. Выявляется роль и значение идей и принципов, разработанных Ньютоном, в определении границ механического экспериментализма и внедрении математического знания в научное познание, а также вклад в разработку представлений о детерминизме.

Текст

66. Берегой, Н. Е. Чарльз Дарвин, вивисекция и история викторианской науки / Н. Е. Берегой // Историко-биологические исследования. – 2009. – Т. 1. № 1. – С. 49-65.
Проблема вивисекции – это отнюдь не второстепенный сюжет в истории науки XIX столетия. Роль Чарльза Дарвина в этой истории – ключевая. В начале 1870-х гг. в Англии разразилось то, что многие историки называют «антививисекционной лихорадкой». Дарвин отказался подписать петицию против вивисекции, поскольку система лицензирования, предложенная антививисекционистами, показалась ему слишком ограничивающей свободу исследований. Настроенный решительно, Дарвин сел за составление встречной петиции. О том, как сильно он был увлечен этой работой, говорит его обширная переписка на тему вивисекции в этот период. Из писем видно, что в 1875 г. – когда шла предварительная работа по законопроекту, Дарвин отослал 22 письма и получил 19 писем, в которых обсуждалась тема вивисекции. Следующим годом, когда уже работала Королевская комиссия, а затем и закон был принят парламентом, датировано всего 5 писем, связанных с полемикой: 2 письма к Дарвину и 3 написанных им. В ноябре 1875 года он давал свои показания Королевской Комиссии по изучению вопроса о вивисекции, которые были занесены в протокол. Вплоть до самой своей смерти Дарвин был втянут в дебаты о вивисекции. Из последнего письма на эту тему, отправленного в феврале 1882 г., мы видим, что мнение Дарвина не изменилось: «нужно защищать животных, не нанося при этом вред науке».

Текст


Наука XX века

67. Филь, М. М. Законопроекты для науки: история и современность / М. М. Филь // Управление наукой: теория и практика. – 2019. – Т. 1. № 2. – С. 58-69.
Статья посвящена анализу процесса разработки и принятия законов, регулирующих отношения, возникающие в сфере организации и управления научной деятельностью. Описывается история формирования в середине XX в. у учёных-юристов идеи о возникновении самостоятельной отрасли законодательства о науке, признания необходимости разработки специального закона для регулирования названных отношений. Освещается процесс становления законопроектной деятельности для сферы науки в позднем СССР (1980 - 1984 гг.), в период перестройки (1985 - 1990 гг.), в первой половине 1990-х гг. Осуществляется сравнение закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и обнародованных законопроектов для сферы науки 2018 г.«О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» и «О научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации» 2019 г. Даётся оценка современным условиям, в которых разрабатываются законопроекты для сферы науки и научной деятельности.

Текст

68. Дианова-Клокова, И. В. Из истории фундаментальной науки и инноваций. Вторая половина ХХ века / И. В. Дианова-Клокова, Д. А. Метаньев // Academia. Архитектура и строительство. – 2019. – № 2. – С. 134-143.
Во второй половине ХХ века научные исследования из сферы деятельности одиночек превратилась в важную государственную задачу. Во всем мире роль и социальное значение науки возрастали. По подсчётам, на долю 50-70-х годов ХХ века приходится 2/3 всех сделанных человечеством открытий. В этот период значительно увеличились затраты на науку, что сделало её одной из решающих отраслей национальной экономики развитых стран. Число занятых в научном производстве людей стало резко расти, в то же время этот рост опережался темпами роста технической вооружённости труда исследователей. В СССР в рассматриваемый период наука развивалась в 2,5-3 раза быстрее, чем другие отрасли народного хозяйства. Стране требовалось развернуть исследования в ряде новых научных направлений, ускорить инновационные процессы - освоить новые технологии, создать новые отрасли техники и промышленности. Советские учёные решили такие сложнейшие научно-технические проблемы, как овладение энергией атомного ядра, проникновение в космос, поиск средств переработки информации. Новые задачи встали перед фундаментальными исследованиями, которые были сосредоточены в Академии наук СССР. В статье приводятся данные о структуре и формах организации фундаментальных исследований в стране, численности кадров Академии, основных направлениях исследований; перечислены главные достижения советской науки, полученные в этот период и отмеченные Нобелевскими премиями. Отмечается, что одним из важнейших условий развития советской науки являлось формирование материальной базы - строительство научных центров, зданий институтов, создание специальных научно-исследовательских установок. В статье приводятся графики, схемы и фотографии, иллюстрирующие рассмотренный период развития отечественной фундаментальной науки.

Текст

69. Московкин, Л. И. Революции в науке на примере истории 20 века / Л. И. Московкин, Н. В. Вакурова // Велес. – 2018. – № 4-1 (58). – С. 5-18.
В течение 20 века как минимум дважды кардинально менялась система научных знаний. В периоде между двумя научными революциями доминировала концепция редукционизма и ряд направлений науки достигли доказательной формализации. Вторая научная революция с возвращением холизма прошла скрыто от общества на фоне противодействия переменам и стремления сохранить наукам бездоказательный гуманитарный формат. Сложившаяся ситуация создала запрос на новую научную революцию.

Текст

70. Мирская, Е. З. Новые информационные технологии в российской науке: история, результаты, проблемы и перспективы / Е. З. Мирская // Науковедческие исследования. – 2011. – № 2011. – С. 174-200.
Непрерывно возрастающее использование в науке современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно расширяет возможности ученых получать актуальную научную информацию и оперативно использовать профессиональные коммуникации, которые представляют собой важнейшие элементы процесса производства нового знания. В статье детально рассматриваются как процесс ассимиляции ИКТ в российском академическом сообществе, так и коррелирующая с ним динамика показателей профессиональной деятельности и продуктивности ученых. Статья построена на базе эмпирических данных социологического мониторинга, проводившегося в элитных институтах РАН в 1994-2002 гг. Социологическое исследование зафиксировало существенное позитивное влияние использования ИКТ на продуктивность научной деятельности. Этот результат - первое количественное подтверждение повышения профессиональной успешности ученых, связанное с применением ими современных ИКТ.

Текст