Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева
Научная библиотека

Коррекционная педагогика

Виртуальная выставка содержит учебные и научные издания и публикации из ЭБС Юрайт, Университетская библиотека онлайн и научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.

Каждая запись сопровождается ссылкой на полный текст. Обратите внимание, тексты будут доступны только зарегистрированным и авторизовавшимся на соответствующих сайтах пользователям.

Издания из электронно-библиотечных систем (ЭБС)

Для доступа к полным текстам необходимо авторизоваться на сайтах ЭБС.
Если вы не зарегистрированы, сделайте это удаленно.

Odoo • Image and Text

1. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 161 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06932-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/455540.
Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. Данное учебное пособие является вводным курсом в коррекционную педагогику. В нем объединены данные дефектологии, детской патопсихологии и нейропсихологии, раскрыты психофизиологические механизмы аномального развития детей, показаны закономерности системогенеза вторичных нарушений, являющиеся основными в нарушенном развитии, а также особенности обучения и воспитания детей. В пособии рассматриваются основные этапы и принципы построения психологического обследования детей с нарушениями развития.

Odoo • Image and Text

2. Ворошнина, Л. В. Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в ДОУ : учебное пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 291 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-05921-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/454170.
Развитие гиперактивных детей представляет собой одну из актуальных проблем современной педагогики. Особого внимания требуют вопросы развития общения детей с гиперактивным синдромом. В пособии рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий для обучения родному языку таких детей, воспитывающихся в условиях дошкольного учреждения общего типа. Раскрыта система работы по ознакомлению детей с окружающим социальным миром и обучению творческому рассказыванию на основе художественных жанров литературы - мифа и притчи. С целью развития психических процессов гиперактивных детей предложены творческие интеллектуальные ситуации, игры на коррекцию внимания, импульсивности и эмоционально-положительного состояния.

Odoo • Image and Text

3. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учебное пособие для вузов / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 147 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08411-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453368.
В учебном пособии кратко излагаются теоретические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья; методические аспекты моделирования активной образовательной среды; освещаются особенности взаимодействия образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, с социальными партнерами и раскрывается ряд вопросов, связанных с проектированием и реализацией коррекционно-педагогического процесса в условиях образовательной интеграции. Данное пособие представляет собой обучающий модуль, содержание которого выстроено таким образом, что информационный блок обеспечивает формирование теоретических знаний, практический блок направлен на освоение профессиональных умений и навыков; контрольный блок оценивает уровень освоения материала и актуализирует необходимость корректирующих действий.

Odoo • Image and Text

4. Речицкая, Е. Г. Специальная психология и коррекционная педагогика: межличностные отношения младших школьников с нарушением слуха : учебное пособие для вузов / Е. Г. Речицкая, Ю. В. Гайдова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 138 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07370-6. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/454663.
Представленные в настоящей книге модель изучения межличностных отношений детей с нарушением слуха и модель комплексной коррекционно-педагогической работы их формирования были разработаны авторами и успешно апробированы в процессе учебной и внеурочной деятельности при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса, включая родителей. Пособие раскрывает психолого-педагогические основы проблемы межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста. В нем дается общая теория межличностных отношений, особенности ее применения при работе с детьми с ОВЗ. Авторы рассматривают как общепринятые в этой отрасли педагогики, так и собственные методики в урочной и внеурочной деятельности.

Odoo • Image and Text

5. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие для вузов / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Кумариной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 285 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00508-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/451357.
Две тенденции определяют сегодня смысл преобразований, которые с трудом, пробиваясь через тернии устоявшихся взглядов и традиций, пробивают себе путь в работе школы: переход от унификации образования к его дифференциации, индивидуализации, адаптивности; переход от школы научения к школе развития. Авторы, опираясь на полученный ими в течение многих лет исследовательский материал, пытаются дать ответ на один из самых трудных для педагогов вопросов: как соединить и применить обе названные тенденции в образовании наиболее уязвимой и незащищенной в педагогическом отношении группы детей – детей риска школьной дезадаптации.

Odoo • Image and Text

6. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Практикум : учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 330 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07275-4. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/451373.
В учебном пособии представлены различные инструктивно-методические материалы по организации коррекционной педагогической работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии, в условиях интегрированного обучения в учреждениях инклюзивного образования и учреждениях общего образования: тематическое планирование занятий, перечень учебных вопросов и учебно-методическая литература по каждой теме, виды и описание выполняемых студентами практических заданий.

Odoo • Image and Text

7. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 176 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06814-6. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452043.
Учебное пособие представляет интерес как структурированное изложение курсов «Специальная психология» и «Специальная педагогика», написанное на общеметодологической основе. Издание поможет студентам сформировать целостное представление и теоретико-методологическую базу по основным вопросам данных дисциплин.

Odoo • Image and Text

8. Фесенко, Ю. А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 250 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08296-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/455643.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является наиболее актуальной проблемой в современной детской психиатрической и психоневрологической практике, не уступая по актуальности таким расстройствам, как аутизм, различные виды зависимости, суицидальное поведение, детская и подростковая агрессия и аутоагрессия. Большое значение в диагностике и терапии психических расстройств, в том числе и СДВГ, имеет объединение усилий практической медицины и научных изысканий в этой области. Применение современных методов исследования пациента позволяет практическому врачу отойти от эмпирики, «слепого» и неконтролируемого использования лекарственных средств, соединить свои усилия с другими специалистами (психологами, логопедами, дефектологами, специальными педагогами), добиваясь наибольшей эффективности в лечении, работая в мультидисциплинарной команде.

Odoo • Image and Text

9. Фалетрова, О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции : учебное пособие для вузов / О. М. Фалетрова ; под редакцией Л. В. Байбородовой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 161 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08946-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452476.
В учебном пособии представлен материал, раскрывающий возможности музыкального искусства для коррекции поведенческих девиаций и реабилитации подростков с отклонениями в психоэмоциональном развитии. Особое внимание уделяется педагогическим условиям, этапам, средствам, методике организации коррекционно-реабилитационной работы с подростками на уроках музыки. В приложении представлена программа по музыке для специальных учебно-воспитательных учреждений.

Odoo • Image and Text

10. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 521 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-12334-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/447368.
Курс отражает современный взгляд на специфику работы специалиста коррекционного профиля – учителя-дефектолога и логопеда, тьютора, демонстрирует, как можно сочетать классические и инновационные тенденции развития системы образования и науки в опыте педагогической деятельности и психолого-педагогического, тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.. Наряду с концепциями и принципами, в нем рассматриваются классификации методов воспитания и обучения, коррекции нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста, технологии диагностики, адаптации и социализации, коррекционно-педагогической деятельности, проблемы инновационного опыта специалистов коррекционного профиля. Курс предназначен для профессиональной подготовки студентов по специальностям «Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат)» и «Специальное (дефектологическое) образование (магистратура)».

Odoo • Image and Text

11. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов / В. П. Глухов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 323 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13096-6. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449171.
В курсе представлен подробный обзор основных научных концепций современной отечественной дефектологии. Изложена история возникновения и развития дефектологии, представлены важнейшие теоретические положения данной науки. Отдельный раздел курса посвящен клинико-биологическим и нейропсихологических основам теории и практики специальной педагогики и психологии. Полно и всесторонне рассмотрены ключевые вопросы организации психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, организации и предметного содержания коррекционного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, в частности интегрированного обучения детей с ОВЗ в учреждениях инклюзивного образования. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс поможет будущим педагогам-психологам в проведении психолого-педагогической работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями.

Odoo • Image and Text

12. Специальная психология : учебник для вузов / Л. М. Шипицына [и др.] ; под редакцией Л. М. Шипицыной. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 287 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-02326-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/450766.
В учебнике представлены основные теоретические положения современной специальной психологии. Раскрываются общие и частные психологические закономерности, свойственные различным типам отклоняющегося развития. Отдельные главы посвящены разделам специальной психологии, далеко не всегда подробно освещаемым в учебных изданиях (исторические аспекты развития этой науки, формирования культуры отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья; современные особенности развития инклюзивного образования; актуальные аспекты практической работы специального психолога). Особого внимания заслуживает глава, посвященная нарушениям речевого развития у детей, проблемы которого традиционно рассматриваются в большей степени в контексте коррекционной педагогики и логопедии.

Odoo • Image and Text

13. Прищепова, И. В. Логопедия: дизорфография у детей : учебное пособие для вузов / И. В. Прищепова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 201 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11095-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456281.
В учебном пособии рассматривается дизорфография c психолого-педагогических позиций на основе анализа литературных данных и результатов многолетних исследований автора. Отсутствие коррекционного воздействия приводит к закреплению механизмов данной патологии, увеличению и стойкости дизорфографических ошибок и затруднений в усвоении орфографии второклассниками и третьеклассниками с общим недоразвитием речи (программа I–III) общеобразовательной школы. В пособии представлены методики диагностики и преодоления дизорфографии, а также результаты изучения и формирования у детей орфографических знаний, умений и навыков в ходе логопедической работы. Пособие предназначено для студентов педагогических вузов, учителей-логопедов, учителей начальных классов, а также для родителей, дети которых испытывают существенные трудности в освоении письменной формы речи.

Odoo • Image and Text

14. Поварова, И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников : учебное пособие для вузов / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 139 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09758-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456037.
Пособие поможет студентам научиться распознавать специфические ошибки, дифференцировать их, классифицировать дисграфические ошибки и обоснованно формулировать предположения относительно той или иной формы дисграфии на основе анализа письменных работ. В книге приводятся речевые карты – с их помощью студенты овладеют навыками анализа совокупности всех данных логопедического обследования и синтеза этих сведений в логопедическом заключении. Материалы, представленные в пособии, разработаны в соответствии с учебным планом и основываются на знаниях студентов, полученных при изучении логопедии.

Odoo • Image and Text

15. Мисаренко, Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями : учебник и практикум для вузов / Г. Г. Мисаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06329-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/451379.
В настоящем учебнике раскрыта методика обучения русскому языку, в основу которой положены исследования проблемы трудностей младших школьников в усвоении русского языка, проведенные современными психологами и нейропсихологами. Данные этих исследований позволили разработать организацию учебного процесса и методику обучения детей группы риска, направленные не столько на коррекцию уже имеющихся неблагополучий, сколько на предупреждение трудностей в обучении и неуспеваемости школьников. Теоретический материал подкреплен обширным практикумом, завершают учебник словарь встречающихся в нем терминов и список рекомендуемой литературы.

Odoo • Image and Text

16. Галасюк, И. Н. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта. Кураторство : учебное пособие для вузов / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 179 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08285-2. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/455025.
Организация профессионального сопровождения семьи, членом которой является ребенок с ментальными нарушениями, вызывает большое количество дискуссий среди ученых, профессионалов – практиков, родителей. В книге наряду с теоретическим анализом вышеперечисленных проблем представлены результаты практической работы в ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» по внедрению модели «Куратор семьи особого ребенка». Авторы надеются, что данное пособие поможет пробудить любознательность и мотивирует читателя к дальнейшему изучению проблемы.

Odoo • Image and Text

17. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 507 с. – (Профессиональная практика). – ISBN 978-5-534-08602-7. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449955.
Книга состоит из двух частей. Первая часть посвящена работе с детьми. Во второй части пособия представлены диагностические методики, которыми наиболее часто пользуются отечественные психологи при работе со взрослыми – педагогами и родителями. Книга также содержит набор коррекционных приемов и упражнений, необходимых в работе психолога в образовательной сфере.

Odoo • Image and Text

18. Рипа, М. Д. Лечебно-оздоровительные технологии в адаптивном физическом воспитании : учебное пособие для вузов / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 158 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07260-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453942.
В настоящем учебном пособии раскрыты основы лечебной и адаптивной физической культуры двигательной деятельности лиц с ограниченными физическими возможностями. В нем показана роль и место коррекционных учреждений в лечебно-реабилитационной и оздоровительной деятельности с больным, ослабленным контингентом, особенно с лицами, имеющими ограниченные физические возможности. Представленные научно-методические и практические материалы должны существенно повысить эффективность и качество, как учебной деятельности, так и процесса проведения производственных практик студентов.

Odoo • Image and Text

19. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 231 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-11239-9. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/457027.
Предлагаемая книга содержит одну из первых в России работ по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии. Ее автор, знаменитый педагог-дефектолог В. П. Кащенко, систематизирует принципы педагогической коррекции и лечебно-педагогические методы, выстраивает систему комплексного воздействия на ребенка при помощи медицинских, педагогических и психологических средств. Обучение и воспитание детей с поведенческими отклонениями в трудах В. П. Кащенко предстает как целостный процесс, задействующий как педагогов, так и семью, общество и самих учащихся.

Odoo • Image and Text

20. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учебное пособие для вузов / И. И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 318 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-10042-6. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/455945.
Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция. В настоящее время существует множество противоречивых взглядов на проблему психологической коррекции, но для успешного осуществления психологической помощи психологу-практику необходима совокупность знаний о способах и средствах проведения психологической коррекции. В учебном пособии излагаются различные психокоррекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития.

Odoo • Image and Text

21. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учебное пособие для вузов / Н. Н. Заваденко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 274 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-05701-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/454257.
В учебном пособии подробно рассматривается актуальная проблема гиперактивности и дефицита внимания у детей и подростков. В пособии нашел отражение опыт работы автора с гиперактивными детьми и их семьями, а также результаты его многолетней исследовательской деятельности. Подробно анализируются ранее существовавшие теории развития ГРДВ, основные проявления данного расстройства и их возрастная динамика. Изучаются нейропсихологические модели нарушения внимания, современные психологические теории ГРДВ, а также роль дисфункции лобных долей мозга в генезе гиперактивного расстройства с дефицитом внимания. Рассматриваются вопросы диагностики и коррекции данного состояния. Представленные в приложениях анкетные методики могут быть полезны в практической деятельности специалиста. Автор широко привлекает опыт не только отечественных, но и зарубежных специалистов, который недостаточно широко освещен в российской литературе.

Odoo • Image and Text

22. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 412 с. – (Профессиональная практика). – ISBN 978-5-534-04419-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449735.
Книга состоит из двух частей. В первой части пособия представлена система диагностических и коррекционных методик, которые стали классическими в образовательной сфере и используются большинством отечественных школьных психологов при работе с детьми и подростками. Вторая часть посвящена работе со взрослыми. Для психологов, социальных педагогов, психиатров и всех интересующихся данными видами деятельности.

Odoo • Image and Text

23. Речицкая, Е. Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха) : учебное пособие для вузов / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 150 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07371-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/455409.
Глухие и слабослышащие школьники вследствие первичного недостатка – нарушения слуха – имеют ряд особенностей в развитии речемыслительной, познавательной, личностной сфер, что создает определенные трудности при диагностике и проектировании индивидуальной образовательной программы. Данное учебное пособие содержит ряд экспериментальных методик, которые помогут студенту, будущему сурдопедагогу, при изучении особенностей познавательной и личностной сферы ребенка с нарушенным слухом, для определения содержания и организационных форм психолого-педагогической помощи, в которой нуждается ребенок.

Odoo • Image and Text

24. Моделирование образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 362 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11198-9. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456860.
Эта книга для будущих и практикующих специалистов, работающих с детьми, имеющими ОВЗ, и методистов дошкольных отделений школ и детских садов. Она рассказывает о том, как проектируются рабочие программы воспитателей, учителей-дефектологов и логопедов. Предлагает четкие алгоритмы для составления целевого, содержательного и организационного разделов программ, примеры планирования коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности. Содержание учебного пособия соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для профессиональной подготовки студентов-бакалавров, обучающихся по программе «Дошкольная дефектология» (44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование). Может быть полезно для методистов по коррекционно-развивающему направлению работы, специалистов коррекционного профиля, воспитателей, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности.

Odoo • Image and Text

25. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : учебное пособие для вузов / В. П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 231 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13118-5. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449237.
В пособии представлены содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Описаны апробированные автором в экспериментальном исследовании и в практике логопедической работы коррекционно-педагогические технологии обследования уровня сформированности связной речи и формирования навыков связных высказываний у детей с ОНР. Приводится методический материал к проведению логопедических и коррекционных занятий по формированию связной речи. Методика комплексного исследования связной речи детей, психолингвистической оценки уровня сформированности навыков связных высказываний, методические приемы коррекционного обучения могут быть использованы в практике логопедической работы. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Пособие предназначено для студентов дефектологических факультетов (факультетов специальной педагогики) педагогических и гуманитарных вузов, а также широкого круга логопедов-практиков.

Odoo • Image and Text

26. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология. Практикум : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Талызина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 190 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06245-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453753.
Учебное пособие ориентировано на развитие практических навыков применения психологических знаний при проектировании циклов обучения, при анализе различных педагогических ситуаций, разработке и реализации воспитательных и коррекционных программ. Задания, представленные в книге, предназначены для проработки курса «Педагогическая психология» и овладения такими методиками, как проверка готовности ребенка к школе, диагностика умственного развития детей, поэтапное формирование знаний и умений, обучение логическим приемам мышления. В пособии представлены методики диагностики умственного развития и мотивации ребенка.

Odoo • Image and Text

27. Микляева, Н. В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 236 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11350-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/457031.
Курс представляет собой комплекс методических подходов к характеристике детей с задержкой развития; описываются необходимые условия их обучения, способы организации рабочего пространства и рабочего времени; классифицируются методы диагностики и коррекционной работы с детьми. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс будет полезен студентам высших учебных заведений, обучающимся по гуманитарным направлениям, направлениям педагогики, психологии или дефектологии, а также преподавателям и практикующим специалистам.

Odoo • Image and Text

28. Баринова, Е. Б. Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 97 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13878-8. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/467115.
Курс содержит материалы по теории и практике организации инклюзивного обучения в образовательной организации. Рассмотрены нормативно-правовая база, концепция и методология инклюзивного обучения, технологии внедрения его в общеобразовательной школе. Представлены этапы работы как с нетипичным учащимся, так и с другими участниками образовательного процесса педагогам и родителями, а также уделено внимание организации ресурсного обеспечения школы и сотрудничества со специалистами по коррекционному обучению. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Издание адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по педагогическим направлениям, а также социальным работникам и работникам сферы образования. Опубликовано в рамках программы научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН «Антропология и этнология в системе образования и воспитания».

Odoo • Image and Text

29. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 215 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-06551-0. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452045.
Учебное пособие написано на общеметодологической основе и представляет интерес как структурированное изложение основных вопросов, рассматриваемых в рамках таких специализированных дисциплин, как «Психокоррекция», «Специальная психология», «Специальная педагогика».

Odoo • Image and Text

30. Криницына, Г. М. Коррекция речевых нарушений : учебное пособие для вузов / Г. М. Криницына. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 147 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11286-3. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456899.
В учебном пособии рассматриваются вопросы этиологии, патогенеза, симптоматики и структуры речевого дефекта при различных речевых нарушениях. Приводятся научно обоснованные методики и методы выявления и коррекции речевых нарушений в процессе освоения основной образовательной программы, предупреждения и коррекции нарушений письма и чтения. Предназначено для студентов направления «Педагогическое образование» профиль подготовки «Начальное образование» всех форм обучения, а также для логопедов и учителей общеобразовательных, инклюзивных, специальных школ и родителей школьников с нарушениями речи.

Odoo • Image and Text

31. Подольская, О. А. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебное пособие / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 169 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495845. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9772-6. – Текст : электронный.
В учебном пособии рассматриваются основные вопросы коррекционной педагогики и психологии, раскрываются современные теоретические подходы в коррекционно-развивающем обучении детей с отклонениями в развитии. Содержание данного издания позволяет получить целостное представление о ключевых направлениях специальной коррекционно-педагогической помощи, принципах организации, формах и методах работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Пособие адресовано для среднего педагогического образования и бакалаврам направлений подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование – профиль: «Дошкольное образование»; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование – профиль: «Психология и педагогика дошкольного образования; 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование – профиль Логопедия; 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями – профиль: «Математика и информатика» и др.

Odoo • Image and Text

32. Астафьева, О. П. Коррекционная психология: шпаргалка : [16+] / О. П. Астафьева, Е. Г. Имашева ; Научная книга. – 2-е изд. – Саратов : Научная книга, 2020. – 32 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=578370. – ISBN 978-5-9758-1996-3. – Текст : электронный.
Шпаргалка представляет собой краткое пособие для быстрого изучения курса и успешной сдачи экзамена по дисциплине «Коррекционная психология».
Предназначена для преподавателей и студентов.

Odoo • Image and Text

33. Речицкая, Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития : учебное пособие / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Владос, 2019. – 137 с. – (Коррекционная педагогика). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234939. – ISBN 978-5-907101-99-9. – Текст : электронный.
В пособии рассматриваются особенности познавательной сферы глухих детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. В нем описаны диагностические методики, процедура динамического обследования, представлены основные направления коррекционной работы, способствующей развитию психических функций глухих детей с задержкой психического развития на индивидуальных занятиях.
Для специалистов и учителей, работающих в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, студентов дефектологических факультетов.

Odoo • Image and Text

34. Подольская, О. А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии : учебное пособие : [16+] / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 77 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599639. – ISBN 978-5-4499-1343-2. – DOI 10.23681/599639. – Текст : электронный.
Содержание данного издания позволяет получить целостное представление о психолого-педагогическом сопровождении семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Учебное пособие адресовано обучающимся направлений подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Направленность (профиль): «Логопедия»; 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование. Направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Направленность (профиль): Дошкольное образование. Коррекционная педагогика.

Odoo • Image and Text

35. Педагогические системы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие : [16+] / авт.-сост. В. А. Калашникова, О. Н. Артеменко ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2019. – 91 с. : схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=596338. – Библиогр. в кн. – Текст : электронный.
Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО к подготовке выпускника для получения квалификации «Бакалавр».
Предназначено для студентов-очников, обучающихся по специальности 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Odoo • Image and Text

36. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ : учебное пособие : [16+] / Л. М. Крыжановская, О. Л. Гончарова, К. С. Кручинова, А. А. Махова. – Москва : Владос, 2018. – 377 с. : табл. – (Инклюзивное образование). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486114. – ISBN 978-5-906992-86-4. – Текст : электронный.
В учебном пособии рассматриваются инновационные подходы к психокоррекционной работе психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования.
Представлены современные технологии, конспекты коррекционных уроков, тренингов и коррекционных занятий для детей и взрослых, а также сценарии вариативных коррекционно-развивающих программ.
Учебное пособие предназначено для практических психологов, социальных психологов, студентов, обучающихся по профилю бакалавриата.

Odoo • Image and Text

37. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс / Т. Г. Неретина. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 376 с. – (Библиотека психолога). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83393. – ISBN 978-5-9765-0127-0. – Текст : электронный.
В учебно-методическом комплексе раскрыты основные вопросы специальной педагогики и психологии. Особое внимание уделено олигофренопедагогике и основам коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении («трудные» дети, дети группы риска, дети с задержкой психического развития, умственно отсталые дети).
Для студентов, аспирантов и преподавателей психологических и педагогических факультетов вузов.

Odoo • Image and Text

38. Технологии коррекции поведения у лиц с аутистическими расстройствами : учебное пособие (курс лекций) : [16+] / авт.-сост. Г. Ю. Козловская ; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь : Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2019. – 160 с. : схем., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=596410. – Текст : электронный.
Пособие разработано на основе компетентностного подхода в соответствии с ФГОС ВО. В нём рассмотрены технологические аспекты коррекционной работы с лицами с аутизмом и их интеграции в образовательное и социокультурное пространство. Изложены теоретико-методические аспекты формирования поведения, феноменология поведенческих нарушений у детей с аутистическими расстройствами, основные методы коррекции поведения.
Предназначено для магистров, обучающихся по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, по магистерской программе «Психолого-педагогическая помощь лицам с аутистическими расстройствами».

Статьи из научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU

Для доступа к полным текстам необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте https://www.elibrary.ru.

39. Шац, И. К. Психологическое консультирование в коррекционной педагогике: особенности, возможности и обучение / И. К. Шац, Т. С. Овчинникова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2019. – № 4. – С. 190-200.
В статье рассматриваются различные виды психологической помощи. Проведен анализ возможностей психологического консультирования в специальной педагогике. Обсуждаются проблемы обучения психологическому консультированию специалистов, работающих в коррекционной педагогике

Текст

40. Залиева, Д. В. Коррекционная педагогика, дефектология / Д. В. Залиева, Э. Ш. Аштарова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сборник материалов Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 17 мая 2019 г.). – Чебоксары : Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2019. – С. 108-111.
В данной статье будут раскрыты задачи, принципы и методы коррекционной педагогики. Исследователи также рассматривают понятие и сущность дефектологии.

Текст

41. Уварова, А. Д. Готовность педагогов к реализации инклюзивного образования / А. Д. Уварова // Научно-методическая работа в образовательной организации. – 2019. – № 2 (5). – С. 27-30.
Распространение в нашей стране инклюзивного образования является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Законом об образовании. Оно предполагает получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных организациях наряду с нормально развивающимися сверстниками. В новых социальных условиях, работая по новым образовательным стандартам, педагогический состав образовательных организаций должен овладеть необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, принять систему профессионально - ценностных ориентаций, направленных на признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.

Текст

42. Пухова, Я. С. Особенности обучения детей с ментальными нарушениями / Я. С. Пухова,  Е. В. Перевозчикова, А. В. Степанов // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 10-5 (54). – С. 88-90.
В статье рассматриваются особенности обучения детей с ментальными нарушениями. Сгруппированы правила учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими ментальные нарушения. Сделан акцент на необходимость всестороннего изучения особенностей и уровня развития психических функций ребенка.

Текст

43. Мартынова, Г. А. Процесс воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями / Г. А. Мартынова // Наука через призму времени. – 2019. – № 3 (24). – С. 90-92.
В статье дана характеристика современных процессов воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями. Для формирования личности, интеграции в обществе, компенсации дефектов и недостатков используются специальные методы и процессы воспитания и образования.

Текст

44. Михальчёва, Л. Г. Современное состояние методик обучения чтению детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Михальчёва // Наука и школа. – 2019. – № 3. – С. 236-241.
Статья посвящена проблеме обучения чтению детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в учебном процессе. В последние десятилетия в общеобразовательных школах неуклонно растет число детей, специфические особенности развития которых квалифицируются как «общее недоразвитие речи». Данное нарушение серьезно препятствует освоению школьных знаний и не может быть скомпенсировано ребенком самостоятельно без посторонней помощи. Автор характеризует основные направления и наиболее популярные методики обучения чтению детей с общим недоразвитием речи. Раскрыты системы воздействия, принципы, методы, приемы работы педагога, обучающего детей с дислексией. Показаны разнообразные научные методы и приемы работы, раскрывающие взгляд на проблему обучения детей с общим недоразвитием речи с различных авторских позиций. Отмечается важность для коррекционной педагогики оптимизации коррекционно-логопедического обучения детей с нарушениями речи, методического обеспечения учебного процесса.

Текст

45. Комарова, А. О. Коррекционно-педагогическая работа по обучению детей постановке вопросов / А. О. Комарова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 1-1 (40). – С. 76-79.
В данной статье рассматривается проблема особенностей вопросительных высказываний детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и пути повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по их формированию. Внедрение педагогической технологии, направленной на систематическое, поэтапное введение в речевую практику детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи социально-коммуникативных и познавательных вопросительных высказываний, учитывающей особенности и уровень их речевого и познавательного развития, позволит повысить эффективность коррекционно-логопедической работы по подготовке детей к школьному обучению.

Текст

46. Воронова, Я. Д. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России / Я. Д. Воронова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации : сборник статей X Международной научно-практической конференции (Пенза, 05 марта 2020 г.). – Пенза : Наука и Просвещение, 2020. – С. 144-146.
По статистическим данным число детей с ОВЗ увеличивается ежегодно. К ним относятся: дети с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с комплексными нарушениями психофизического развития, со сложными дефектами, с нарушением речи, аутистическим спектром. Внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с большим количеством трудностей.

Текст

47. Мировидова, Л. Г. Особенности работы учителя-дефектолога / Л. Г. Мировидова // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2020. – № 6 (10). – С. 127-135.
В статье рассмотрены особенности работы учителя-дефектолога, его роль в социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены основные направления и специфика работы дефектолога, этапы обучения детей, имеющих психофизические особенности, а также специализированная методика преподавания.

Текст

48. Махкамов, Г. М. Педагогические и психологические проблемы обучения детей с нарушениями зрения / Г. М. Махкамов, Р. Я. Рузматов // Наука и мир. – 2020. – Т. 2, № 4 (80). – С. 84-86.
В статье рассматриваются педагогические и психологические условия обучения детей с нарушениями зрения. В статье также рассматриваются феномен нарушения зрения, коррекционная работа и условия ее организации, инновационные педагогические аспекты обучения детей с нарушениями зрения, социальная поддержка и социальная педагогика.

Текст

49. Киселева, К. Ю. Проблема дошкольного воспитания и школьного образования детей с отклонениями в развитии / К. Ю. Киселева // Аллея науки. – 2019. – Т. 3, № 1 (28). – С. 942-945.
Данная статья посвящена проблемам дошкольного воспитания и школьного образования детей с отклонениями в развитии. Проанализированы основные особенности развития современной коррекционной педагогики, выявлены основные проблемы и перспективные направления развития.

Текст

50. Фесенко, Ю. А. Аутизм: мифы, реальность, возможности педагогической коррекции / Ю. А. Фесенко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2019. – № 2. – С. 211-219.
Представленная статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем специальной педагогики, коррекционной психологии и детской психоневрологии - коррекции нарушений при раннем детском аутизме и так называемых расстройствах аутистического спектра у детей для успешной адаптации их к социуму. Автором показаны те мифы и неточности, которые сопровождают это непростое расстройство. Дан анализ распространенности аутизма, объяснены некоторые причины гипердиагностики. Отмечена роль совместной работы врачей-психиатров, медицинских психологов, логопедов, дефектологов, педагогов, как пример мультидисциплинарного подхода к решению этой сложной проблемы.

Текст

51. Евтушенко, И. В. Современные проблемы и условия подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии / И. В. Евтушенко, В. В. Линьков, Е. Г. Речицкая // Педагогика и психология образования. – 2019. – № 2. – С. 44-54.
Цель статьи заключается в определении современных условий, проблем и направлений подготовки кадров к педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в психофизическом развитии. В связи с интенсивными изменениями практики образования ставится вопрос о необходимости подготовки студентов к работе в динамичной полимодельной образовательной среде, особенности которой должны учитываться при обновлении содержания и технологий подготовки кадров в области специальной педагогики и специальной психологии. Указывается, что важным направлением и коренным условием развития образования является комплексная подготовка педагогов к учебно-просветительской, воспитательной, диагностической и коррекционной работе с детьми, имеющими различные недостатки в психофизическом и социальном развитии. Делаются выводы о необходимости методологической подготовки для успешной специально-педагогической работы в новых условиях, о целесообразности развития у студентов умения творчески и комплексно решать нестандартные задачи педагогической деятельности, самостоятельно ее планировать, технологически корректно реализовывать, разносторонне анализировать, объективно оценивать.

Текст

52. Панасенкова, М. М. Методическое сопровождение педагога, реализующего инклюзивную практику, в системе повышения квалификации / М. М. Панасенкова, Е. А. Скорик // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 6 (137). – С. 12-18.
В данной статье рассматривается проблема научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагога. Также представлены опыт и условия эффективной подготовки педагогических работников к осуществлению профессиональной деятельности в инклюзивном классе на основе региональной модели повышения квалификации. Целью данной статьи является актуализация проблемы научно-методического сопровождения деятельности учителя в условиях инклюзивного образования. Авторами статьи представлены модели подготовки учителей к работе в условиях инклюзивного образования в рамках реализации дополнительных профессиональных программ на примере Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. В проведенном исследовании были определены направления научно-методического сопровождения деятельности педагогов, реализующих инклюзивную практику в образовательных организациях Ставропольского края. В статье раскрыты особенности научно-методического сопровождения деятельности учителя, направленного на овладение профессиональными компетенциями в области коррекционной педагогики и психологии.

Текст

53. Карпова, Н. Л. Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей / Н. Л. Карпова, Е. Н. Кузнецова, Ю. Б. Поприк // Комплексные исследования детства. – 2019. – Т. 1, № 1. – С. 65-72.
Увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития требует более эффективных средств и методов коррекции, что определяет актуальность данной работы. При опоре на клиническую и психолого-педагогическую классификацию в статье рассматриваются речевые нарушения у детей дошкольного и младшего школьного возраста и наследственные факторы (в частности, при задержке речевого развития, заикании, дисграфии). Подчеркивается роль неблагоприятного воздействия социальных факторов и успешность коррекционно-развивающей работы от активного и грамотного участия родителей в данном процессе.Анализируются традиционные формы привлечения родителей к коррекции речевых нарушений у детей, в основном дошкольников. Отмечается отсутствие системы работы в школе с родителями учеников младших классов, где у многих диагностируются дисграфия и дислексия. В качестве примера активного включения родителей и родственников в коррекционный процесс представлен опыт работы разновозрастных групп заикающихся в системе семейной групповой логопсихотерапии.

Текст

54. Маралов, В. Г. Позиции ненасилия и невмешательства у студентов: сравнительный анализ / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 4. – С. 115-138.
Введение. Для специалистов, избравших род деятельности типа «человек - человек»: педагогов, психологов, медиков, социальных работников и т. п. - ключевым признаком профессиональной пригодности является способность к ненасильственному взаимодействию. Эта способность должна целенаправленно формироваться в период обучения в вузе на соответствующих направлениях подготовки. Чтобы создать условия для развития и закрепления у студентов позиции ненасилия и нейтрализовать склонности к принуждению и манипулированию, необходим регулярный мониторинг по выявлению доминирующих у обучающихся психологических установок: принуждения, манипулирования, ненасилия, невмешательства и др.; их структуры и содержания. Однако коррекционная работа со студентами может осложняться как их внутренним сопротивлением необходимости личностно изменяться, преодолевая сложившиеся стереотипы и установки, так и неоднозначностью потенциальных деформаций схожих с ненасилием, но не аналогичных ему позиций. Цель представленного в публикации исследования заключалась в сравнительной характеристике позиций ненасилия и невмешательства у студентов психолого-педагогических и медицинских специальностей.

Текст

55. Никольская, О. С. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, И. Е. Гусева // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27, № 1 (103). – С. 140-152.
Представлен сравнительный анализ двух близких подходов к психологической помощи при детском аутизме - стратегия floortime и эмоционально-смысловой подход, общей целью которых является возвращение ребенка в русло нормального психического и социального развития. Прослеживается, как общность и расхождения в теоретических установках данных подходов реализуются в их практике. Показано, что при единстве подходов в выделении основного направления усилий - помощь ребенку в аффективном развитии через развитие эмоциональных отношений с близкими - имеются существенные различия в постановке задач, разработке методов и приемов коррекционной работы. Рассмотрены сходства и различия в способах установления и развития эмоционального контакта с ребенком, средствах вовлечения в коммуникацию и взаимодействие, преодоления стереотипности и развития спонтанности и гибкости в поведении, формирования аффективного опыта, стимуляции и развития речевой коммуникации.

Текст

56. Ляхов, А. В. Предупреждение и коррекция нарушения поведения младших школьников / А. В. Ляхов, Е. В. Леонова // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2019. – № 2. – С. 69-71.
В данной статье освящается вопрос предупреждения и коррекции нарушений поведения младших школьников. Автор рассматривает теоретические взгляды современных российских ученых, нарушения поведенческих реакций у учащихся младшей общеобразовательной школы. В работе обращается внимание на воспитательную деятельность педагогов и родителей, направленную на повышение интересов к учебе.

Текст

57. Иванина, С. А. Современные подходы к коррекционному процессу обучения / С. А. Иванина // Педагогическая наука и практика. – 2019. – № 1 (23). – С. 91-93.
В статье рассматриваются современные развивающие подходы к организации учебно - коррекционного процесса. Раскрывается сущность подходов - гуманно-личностного, здоровьесберегающего и интегративного. Обосновано влияние этих подходов на качество обучения учащихся.

Текст

58. Подун, Ю. В. Система речевого развития детей с сенсорными нарушениями / Ю. В. Подун // Проблемы педагогики. – 2020. – № 2 (47). – С. 76-80.
Статья рассматривает особенности речевого развития детей с сенсорными нарушениями. В статье описываются возможные сенсорные нарушения и специфика их влияния на речь ребенка. В статье приводится характеристика речевой функции детей с аномалиями сенсорного развития и описание коррекционного процесса по преодолению имеющихся нарушений.

Текст