Щит и меч
В 1965 году была издана книга Вадима Кожевникова «Щит и меч», рассказывающая о советском разведчике Александре Белове, который в 1940 году выехал в Германию из Риги под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса. К 1944 году он достиг прочного положения в Абвере, а затем был переведён в Берлин, в службу безопасности рейсхфюрера СС. По роду службы офицер для особых поручений Вайс получил доступ к ценнейшим сведениям стратегической важности, чем и воспользовался, передавая их в Москву.
В 1965 году была издана книга Вадима Кожевникова «Щит и меч», рассказывающая о советском разведчике Александре Белове, который в 1940 году выехал в Германию из Риги под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса. К 1944 году он достиг прочного положения в Абвере, а затем был переведён в Берлин, в службу безопасности рейсхфюрера СС. По роду службы офицер для особых поручений Вайс получил доступ к ценнейшим сведениям стратегической важности, чем и воспользовался, передавая их в Москву.
Но мало кто знает, что книга такой получилась почти случайно. Кожевников разрабатывал совсем иную тему. В начале 60-х одной из самых актуальных тем было ядерное противостояние США и СССР. В связи с этим писатель и главный редактор журнала «Знамя» Вадим Кожевников начал писать роман о советских разведчиках, работавших в Америке.
В ходе работы, через знакомства в КГБ, ему устроили встречу с легендарным разведчиком Рудольфом Абелем. Но Абель наотрез отказался не только становиться прототипом главного героя, но и вообще иметь какое-то отношение к роману. Тогда писателя познакомили с военным разведчиком-диверсантом Александром Святогоровым. Он и стал прототипом героя нового романа Вадима Кожевникова. Соответственно, изменилась и тематика произведения – в нём освещались события второй Мировой войны.
Роман получил название «Щит и меч»: именно так всегда выглядел символ органов безопасности. Книга моментально стала очень популярной.
Через год, к пятидесятилетию внешней разведки, было решено экранизировать роман Кожевникова. Съёмки поручили Владимиру Басову, который в содружестве с автором романа написал сценарий.
Режиссёр решил сделать образ главного героя собранным из черт нескольких героев советской разведки: Рудольфа Абеля, Рихарда Зорге, Николая Кузнецова, Ивана Кудри. Ему пришлось отстаивать свой выбор актёра на главную роль, так как Госкино кандидатуру Станислава Любшина сразу отклонило – там хотели видеть кого-то более мужественного и фактурного, вроде Павла Кадочникова в «Подвиге разведчика». Но поддержка ветеранов-консультантов, утверждавших, что разведчик должен иметь внешность неброскую, без особых примет, стала решающей в выборе актёра.
Интересно, что роль Белова-Вайса стала практически осуществлением детской мечты Любшина. Он так хотел стать разведчиком, что в начале войны сбежал на фронт. Когда восьмилетнего мальчика поймали и вернули домой, он написал письмо Лаврентию Берии. Буквально через несколько дней его пригласили в НКВД, где мягко посоветовали идти в артисты, а не в разведчики…
Фильм снимался в Калининграде, Польше и ГДР. В Берлине очень кстати затеяли масштабную реконструкцию города и снесли много старых зданий. На развалины тут же слетелись немецкие и советские кинематографисты, которым для работы нужны были полуразрушенные дома, разбитые набережные и вообще атмосфера разрухи.
Картина «Щит и меч», выпущенная в 1968 году, стала первым фильмом Советского Союза, где идейные враги показаны без карикатурного преувеличения их глупости, жадности, спеси и цинизма. Успех картины был грандиозным.