Сибирский государственный университет науки и технологий
имени академика М.Ф. Решетнева
Научная библиотека

Человек-невидимка


ФИЛЬМ

Фильм «Человек-невидимка» 2020 года, это другой, скорее социальный и, конечно современный взгляд на сюжет Герберта Уэллса. Австралийский режиссёр здесь также является и сосценаристом. В фильме главный герой уже не изобретатель Гриффин, а его подруга, пытающаяся вырваться из отношений с гениальным ученым, которые стали не просто тяготить, но пугать. Ее играет Элизабет Мосс. Теперь в центре сюжета — история жертвы, которой никто не верит.

К концу фильма Сесилия и Адриан поменялись местами. Сесилия теперь охотник. Адриан ее добыча.


КНИГА

«Челове́к-невиди́мка» — роман английского писателя, Герберта Уэллса. Одно из главных произведений Герберта Уэллса.

Роман был создан, когда особой популярностью пользовались идеи Фридриха Ницше. Поступки людей объяснялись волей к власти. А по Ницше власть и причинение боли слабому для достижения цели не считались чем-то аморальным, так как мораль — это просто предрассудок.

Уэллс вывел в изобретателе Гриффине ту самую ницшеанскую «белокурую бестию», которая выше всякой морали, когда дело доходит до борьбы за власть.

Были у Уэллса источники вдохновения и среди художественных произведений. По признанию писателя, на него произвёл впечатление рассказ Фитча-Джеймса О’Брайена «Что это было?», в котором одна из главных ролей отведена некоему невидимому существу, которое терроризирует жителей одного дома. Также его захватили слова из повести Уильяма Гилберта The Perils of Invisibility: «Старина Питер мгновенно растворился в воздухе, но его одежда осталась».

Во время своей поездки в Россию в 1920 году Уэллс встретился с учёным Яковом Перельманом: «Так вы тот самый Джейкоб Перельман, который так ловко разоблачил моего «Человека-невидимку», указав, что он должен быть слеп, как новорожденный щенок?». «Каюсь, мистер Уэллс, это дело моих рук, — ответил Перельман. — Но ведь от этого ваши романы не потеряли своей прелести». Дело в том, что в своей научно-популярной книге «Удивительная физика» (1913) Перельман указал на то, что невидимка должен был быть слепым: если он полностью невидим, то и хрусталик в его глазу тоже, а следовательно свет проходил бы сквозь него и не попадал на сетчатку.

Рассказывая историю от лица нескольких героев, Уэллс не позволяет читателю сильно привязаться к Гриффину и снять с того ответственность за все преступления. В конце концов, невзирая на обстоятельства, которые могут быть чудовищными, выбор человек всегда делает сам. И так же, как Гриффин понёс ответственность за свои поступки, общество стало ответственно за его сумасшествие, когда отвернулось от него.

Гриффин не столько маньяк и тиран, сколько несчастный человек. Все преимущества невидимости обернулись для него бесконечными страданиями.


АВТОР

Герберт Джордж Уэллс — английский писатель и публицист. Автор известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др. Представитель критического реализма.

Трижды посещал Россию, где встречался с Владимиром Лениным и Иосифом Сталиным.

К написанию романа «Человек-невидимка» молодого преподавателя биологии привело его увлечение журналистикой. Редактор еженедельника «Полл Молл газетт» Л. Хинд попросил его написать цикл рассказов о современной науке. Уэллс написал рассказ «Похищенная бацилла» и статью о путешествиях во времени, и, повторив судьбу Ж. Верна, вошел в литературу. Потом сам собой написался рассказ «Аргонавты Хроноса», стал писаться роман, в который вошло все, что волновало писателя. Отбросив несколько сюжетных линий, Уэллс создал свой первый научно-фантастический роман «Машина времени». А вот отброшенные куски он использовал в «Человеке-невидимке».

Поначалу критики «Человека-невидимку» не приняли. После предыдущего романа Уэллса «Машина времени», где писатель заявил людям об относительности времени, за что был назван гением, они не увидели в бытовом сюжете ни новых мыслей, ни художественных достоинств. 

Сама по себе идея казалась банальной. В мифологии и фольклоре любой страны полно невидимок: стоит им съесть или выпить что-то, или надеть шапку, плащ, сандалии, как они тут же становятся невидимыми. У них, правда, более комфортные условия существования: им не надо, как герою Уэллса, прятаться от обывателей и мыкаться по зимним улицам обнаженным, страдая от холода и голода, от озлобления и простуды. 

У критиков тема заимствований стара как мир. Но если учесть, что «Ромео и Джульетту» писали и до Шекспира, а «Фауста» до Гёте, а написали их все-таки У. Шекспир и И.В. Гете, то и «Человека-невидимку», уникального в своей неповторимости, создали не предшественники, а Г. Уэллс. Поэтому, только скажи сегодня: — Невидимка… — и тут же добавят: — Уэллса.


КНИГА В БИБЛИОТЕКЕ

Уэллс, Г.Дж.. 
     Машина времени; Остров доктора Моро; Человек-невидимка; Война миров; Пища богов: пер. с англ./ Уэллс Г.Дж.. - М.: Правда, 1988. - 624 с.

Уэллс, Г.Дж.. 
     Фантастические произведения: Машина времени; Остров доктора Моро; Человек-невидимка; Война миров/ Уэллс Г.Дж.. - Б.м., 1979. - 634 с.

Уэллс, Г.. 
     Человек-невидимка: [роман]/ Г. Уэллс ; пер. с англ. Д. Вейса. - Москва: Советский писатель, 1992. - 176 с.

Уэллс, Г.Дж.. 
     Человек-невидимка; Война миров; Рассказы/ Уэллс Г.Дж.. - Л.: Лениздат, 1979. - 446 с.

и др.